Зачем читать толкование на Евангелие?

Дело в том, что Евангелие — это Божественное откровение, это книга, которая написана под воздействием Святого Духа почти две тысячи лет назад. И соответственно, когда человек читает Евангелие, да вообще любую книгу, он смотрит на вещи, написанные там, глазами своего времени. И очень часто он может что-то неправильно понять, неверно ощутить или какие-то акценты неправильно расставить.

Что касается Евангелия, это книга религиозная, и поэтому с ней нужно обращаться очень-очень внимательно.

Потому что, если мы изучим историю, в том числе, историю разных христианских деноминаций, например, протестантизма, то увидим, что в скором времени после своего появления в 16 веке это направление стало раскалываться на множество разных церквей с маленькой буквы, общин и так далее.

Потому что каждая из них имела свое представление о том, что написано в Евангелии.

Они не могли договориться, так как отвергли предания, (как раз одна из частей Предания — это есть толкование). И соответственно, возникают раздоры, возникают распри, и нет единства. Это очень печально.

Читая Евангелие, мы должны думать о нем. Священников спрашивают:

«А скажите, можно ли толковать Евангелие самим?»

На этот вопрос можно дать следующий ответ:

Если под понятием толкования понимается раздумывание над Евангелием, применение его к себе, то, конечно, можно и нужно, потому что человек постоянно должен думать над такими священными вещами.

Если же мы говорим о том, что толкование — это когда мне что-то в голову пришло, я начал это транслировать как истину какую-то, которую мне Святой Дух открыл, то, конечно, с этим нужно быть крайне осторожным.

Потому что святые отцы, о которых мы говорим, которые толковали Евангелие, они и по времени, и по месту жительства, и по разным другим факторам, а особенно по святости своей жизни, были гораздо ближе к тем идеалам евангельским, которые в этой книге описаны. И поэтому, конечно же, мы должны опираться в своих мыслях на них.

Это не означает, что мы должны просто копировать то, что они говорили, но нужно учитывать их мнение при разговоре о каком-то евангельском моменте.

Ведь Евангелие, как и вся Библия, это книга, которая в руках неблагочестивого человека или преступника может стать оружием, которое по разрушительности сравнимо с ядерным.

А в руках человека знающего, человека, стремящегося к Богу, Евангелие, Библия могут стать спасательным кругом. В зависимости от того, как мы к этому относимся и с каким сердцем мы к ней подходим.

Конечно же, если человек просит Святого Духа о том, чтобы он помог ему, открыл ему какую-то истину, Господь не останется в стороне. Но ведь Святой Дух действует через Церковь. Прежде всего так считают в православии.

А в Церкви у нас как раз и положено читать толкование, положено смотреть на Святых Отцов, как на пример, пример мысли, пример жизни, пример святости.

И вот поэтому есть большая вероятность духовной ошибки, когда человек этот опыт Церкви как бы оставляет в стороне и начинает от себя что-то толковать и чему-то учить.

Это никак не означает, что Церковь не приветствует некую самостоятельность человека или его широту взглядов в определенной степени. Это означает, что Церковь заботится о том, чтобы человек не впал в яму своих собственных заблуждений. И в этом нам и помогает толкование Святых Отцов на Евангелие и другие библейские тексты.