Люди, которые ходят в храм Божий, исполняют заповедь Божью – одну из десяти заповедей, которую, к сожалению, мир часто нарушает.
«А что я сделал плохого? Никого не убил, ничего не украл»,
– так говорит человек. Но самая первая заповедь – посвящать день Богу – попрана, к сожалению, большинством людей.
Сегодня мы слышали в Евангелии чтение о двух должниках. Как пришел должник, который не мог отдать долг, к господину своему и говорит:
«Потерпи на мне, и все тебе заплачу».
Господин сжалился и не просто потерпел, а простил ему вообще весь долг. То есть дал сверху двойную ему милость. А как сказано: если кто-то берет у тебя рубашку, отдай ему верхнюю одежду. Кто-то просит у тебя одно поприще, пройди с ним два. Вот здесь был явлен этот закон:
«Потерпи на мне, и все тебе заплачу».
Терплю, но вообще прощаю тебе весь долг. Отпускаю. Теперь ты не мой должник.
Но человек пошел и видит своего должника. В жизни так устроено, что каждый кому-то что-то как бы должен, каждый от кого-то зависит. Видит, что сердце его, наоборот, не смягчилось после прощения, а как-то еще ожесточилось, к сожалению.
Приходит к должнику и говорит:
«Верни мне мой долг».
Об этом узнают слуги господина и, конечно же, полностью с него все спрашивают, наказывают его до тех пор, пока он не вернет свой долг.
Это про всех нас. Мы все у Бога в долгу, в той или иной степени, в тех или иных грехах. Самые великие долги наши – это наши грехи, которые никто не может никак сам покрыть, сам отдать, и только Господь нас прощает. И очень важно помнить о своих грехах, о своей задолженности Богу, которую Он покрыл своей любовью – кровью Христовой.
Бывает, согрешит человек, проходит день, два, болит сердце, проходит месяц – чуть меньше, два, три месяца, полгода – уже иногда вспоминается, проходит год – уже и забыл. Да, грешил что-то там, но уже и не так больно, а то и вовсе забыл. А видишь другого человека грешащего и тыкаешь в него пальцем.
Нужно всегда вообще помнить, как отцы говорят:
«Держи ум свой во аде, памятуй о своих грехах, не лезь в чужие, помни свою немощь».
Тогда не будешь взымать долг с грехов других людей.
Все мы разные, все грешим по-разному. Кто-то грешит видимо и очень легко: вот он грешник, алкоголик, все с ним ясно, забытый человек. Кто-то грешит невидимо, тем, что мы зачастую не считаем как будто бы грехом: гордыней, самомнением, самолюбием, превозношением над другими людьми, мыслями о том, что у нас особое мнение, мы все понимаем и знаем, а все остальные еще не дожили, еще поживут и поймут.
Мы часто этим грешим, и никто этого не видит. И кажется, можем быть такими приличными культурными людьми внешне. А вот алкоголик или блудник – ого-го, там все понятно и все видно.
Есть видимые, есть невидимые грехи. У всех свои неоплаченные долги, и всем Господь простил эти долги. Если будем помнить о своих долгах, никогда не будем прикапываться и цепляться к другим людям.
Так сможем как-то вот соединиться вместе дружно, поддерживая друг друга, памятуя, что все мы равны перед Богом, одинаково. За всех одна кровь пролита. Не то чтобы за Ивана пролито больше крови Христовой, а за Машу пролито чуть-чуть меньше, на капельку или на литр. Одна кровь, один крест, одна жертва принесена за всех в равной степени. И все одной жертвой обретаем свое спасение.
Поэтому будем помнить о том, что все мы должники, что все наши долги неоплаченные, и оплачивает их только Господь. Будем стараться понуждать себя, это трудно. Хочется быть справедливым зачастую, но Господь призывает к милости. Будем взывать себя к милости.
Евангелие – это такое зеркало. Мы ведь так любим в зеркало смотреть. Подходим к зеркалу и смотрим, как мы выглядим. А самое главное зеркало – Евангелие. Открыл его и смотришь: здесь все не про моего соседа, а про меня.
Муж перед женой и детьми, жена перед мужем и детьми, дети перед родителями, родители перед детьми – все перед друг другом должны смиряться понемножку, все в своем направлении.
В этой притче были сказаны такие слова, когда должник пришел, он сказал: «Потерпи на мне». Вот как часто вот эта вот встреча с человеком, который может быть чем-то согрешил против нас, но, когда кто-то приходит и говорит:
«Потерпи на мне, прости. Я знаю, что я не прав перед тобой или перед кем-то»,
– как часто это смягчает сердце. Неужели господин не мог простить все? Да, конечно, мог, но сердце его смягчило вот это:
«Прости ты меня, я был не прав. Чуть-чуть, потерпи меня».
В Псалтири есть такие слова даже:
О чем речь?
Не о том, что Бог такой злой, плохой, нужно терпеть, а о том, что как раз мы такие тяжелые, греховные, что исполнение Божьего пути и заповедей нужно в терпении проходить и стяжать, как и Божьих заповедей, так и друг друга. Хотим смягчить сердце кого-то, придем и скажем, особенно если ты христианин:
«Потерпи, прости ты, не прав я»,
– и все кардинально изменится. А когда два человека будут отвернуты друг от друга вне диалога, тогда ничего не получится: ни прощения долгов, ни примирения, ни какого-то созидания.
В конце этой притчи было сказано:
«Если вы простите людей за прегрешения их, то и Отец ваш Небесный тоже простит вам».
Все очень просто. И сложно, и просто. Сложно, потому что мы все упрямые. Просто, потому что прощай, и ты будешь прощен. Аминь.
Текст основан на видео с канала «священник Роман Бамбуров»