Вопрос:

«Может ли в действительности Бог стать в центре жизни или это лишь лозунг?»

Ответ батюшки:

Бог не является центром жизни, Бог является жизнью. Это очень важно.

Центр предполагает под собой какие-то еще остатки, места. Как вот есть Москва и Подмосковье, да, область какая-то. Мне очень нравятся фразы, что Бог или на первом месте, или на последнем. Я бы даже сказал так: Бог или на первом месте, или просто его нет в реальности, в жизни человека.

Аналогия здесь простая – с браком, с семьей. Вот я, если люблю свою жену, жена не является центром моей жизни, жена это просто и есть моя жизнь. Да, это не сразу приходит. Вначале, когда ты вступаешь в брак, ты не можешь в полной мере сказать, что жена это прям есть твоя жизнь.

Но в процессе совместной жизни вы становитесь единым целым. Моя жизнь — это жизнь моей жены, а её жизнь — это моя. Одна жизнь. Или как ещё есть такое чудесное слово, единодушие.

То же самое с Господом Богом. Конечно, когда человек только начинает христианскую жизнь или вообще интересоваться религиозной жизнью, даже не обязательно христианской, он не может сказать:

«Бог – это моя жизнь».

Он не может сказать, что даже Бог в центре его жизни. Скорее, Бог может быть целью, он как бы впереди:

«Он как маяк – я к нему иду».

И здесь уместно вспомнить апостола Петра, который привёл эту чудеснейшую аналогию:

Вопрос: «Может ли в действительности Бог стать в центре жизни или это лишь лозунг?» Ответ батюшки: Бог не является центром жизни, Бог является жизнью. Это очень важно.-2

То есть вначале ты знаешь о Боге из Писания, вернейшее пророческое слово. И Писание является как маяк, то есть ты во тьме, а оно где-то вдалеке светит. Когда маяк вдалеке, ты даже сам не освещаешься, но ты хотя бы его видишь, ты к нему идёшь. Чем ближе ты к маяку, то наступает постепенно рассвет.

То есть ты начинаешь видеть вокруг, как что происходит. Ты читаешь Священное Писание, следуешь по нему, и в какой-то момент ты начинаешь освещаться. Рассвет. Вот была тьма, а теперь ты уже видишь очертания деревьев и так далее.

А потом пока не взойдет утренняя звезда, то есть солнце в сердцах ваших, а потом внутри тебя уже самого начинает сходить солнце, то есть сам Бог. И вот когда внутри тебя…

Ну до этого нужно дойти, конечно, и дотерпеть, и дойти, это какое-то время, вот когда внутри тебя солнце всходит, оно же внутри тебя всходит, и ты понимаешь, что уже вообще меня нет, есть только то солнце.

Вот как сказал апостол Павел:

Вопрос: «Может ли в действительности Бог стать в центре жизни или это лишь лозунг?» Ответ батюшки: Бог не является центром жизни, Бог является жизнью. Это очень важно.-3

Вот это важно. То есть нет центра жизни. Нет такого, что Бог в центре жизни. Есть просто сам Бог, который и есть твоя жизнь, и без него ты просто не представляешь вообще никакой жизни.

Кстати, отсюда вполне можно понять, именно в этом контексте, почему мученики, то есть люди шли на смерть за Господа Бога по той причине, что для них не существовало жизни без него.

Вопрос: «Может ли в действительности Бог стать в центре жизни или это лишь лозунг?» Ответ батюшки: Бог не является центром жизни, Бог является жизнью. Это очень важно.-4

То есть для них вот эти «принеси жертву языческим богам, и ты будешь жить» — тебе наоборот смерть предлагают. Да, я лишаюсь может быть физической жизни, но я иду за единственной, которая и есть моя жизнь.

Это в том числе для людей, которые, может быть, не верующие, очень легко понять через счастливый брак. Если мы говорим про счастливую семью, то муж и жена имеют одну жизнь на двоих, без всяких центров, без всяких каких-то компромиссов, без условий, просто есть любовь.

Муж и жена — это единое целое. И любой, кто попытается их разъединить, будет врагом для них. Вот так же и с Господом Богом.

Текст основан на видео с канала «Московский миссионер»