Вопрос:
«Может ли в действительности Бог стать в центре жизни или это лишь лозунг?»
Ответ батюшки:
Бог не является центром жизни, Бог является жизнью. Это очень важно.
Центр предполагает под собой какие-то еще остатки, места. Как вот есть Москва и Подмосковье, да, область какая-то. Мне очень нравятся фразы, что Бог или на первом месте, или на последнем. Я бы даже сказал так: Бог или на первом месте, или просто его нет в реальности, в жизни человека.
Аналогия здесь простая – с браком, с семьей. Вот я, если люблю свою жену, жена не является центром моей жизни, жена это просто и есть моя жизнь. Да, это не сразу приходит. Вначале, когда ты вступаешь в брак, ты не можешь в полной мере сказать, что жена это прям есть твоя жизнь.
Но в процессе совместной жизни вы становитесь единым целым. Моя жизнь — это жизнь моей жены, а её жизнь — это моя. Одна жизнь. Или как ещё есть такое чудесное слово, единодушие.
То же самое с Господом Богом. Конечно, когда человек только начинает христианскую жизнь или вообще интересоваться религиозной жизнью, даже не обязательно христианской, он не может сказать:
«Бог – это моя жизнь».
Он не может сказать, что даже Бог в центре его жизни. Скорее, Бог может быть целью, он как бы впереди:
«Он как маяк – я к нему иду».
И здесь уместно вспомнить апостола Петра, который привёл эту чудеснейшую аналогию:
То есть вначале ты знаешь о Боге из Писания, вернейшее пророческое слово. И Писание является как маяк, то есть ты во тьме, а оно где-то вдалеке светит. Когда маяк вдалеке, ты даже сам не освещаешься, но ты хотя бы его видишь, ты к нему идёшь. Чем ближе ты к маяку, то наступает постепенно рассвет.
То есть ты начинаешь видеть вокруг, как что происходит. Ты читаешь Священное Писание, следуешь по нему, и в какой-то момент ты начинаешь освещаться. Рассвет. Вот была тьма, а теперь ты уже видишь очертания деревьев и так далее.
А потом пока не взойдет утренняя звезда, то есть солнце в сердцах ваших, а потом внутри тебя уже самого начинает сходить солнце, то есть сам Бог. И вот когда внутри тебя…
Ну до этого нужно дойти, конечно, и дотерпеть, и дойти, это какое-то время, вот когда внутри тебя солнце всходит, оно же внутри тебя всходит, и ты понимаешь, что уже вообще меня нет, есть только то солнце.
Вот как сказал апостол Павел:
Вот это важно. То есть нет центра жизни. Нет такого, что Бог в центре жизни. Есть просто сам Бог, который и есть твоя жизнь, и без него ты просто не представляешь вообще никакой жизни.
Кстати, отсюда вполне можно понять, именно в этом контексте, почему мученики, то есть люди шли на смерть за Господа Бога по той причине, что для них не существовало жизни без него.
То есть для них вот эти «принеси жертву языческим богам, и ты будешь жить» — тебе наоборот смерть предлагают. Да, я лишаюсь может быть физической жизни, но я иду за единственной, которая и есть моя жизнь.
Это в том числе для людей, которые, может быть, не верующие, очень легко понять через счастливый брак. Если мы говорим про счастливую семью, то муж и жена имеют одну жизнь на двоих, без всяких центров, без всяких каких-то компромиссов, без условий, просто есть любовь.
Муж и жена — это единое целое. И любой, кто попытается их разъединить, будет врагом для них. Вот так же и с Господом Богом.
Текст основан на видео с канала «Московский миссионер»