Я сейчас опять возвращаюсь в свое 11-летие и в те переживания, в 12 лет. Мне бы тогда 12-летнему сказали: «Вот, нужна закалка. Нужно то, нужно се».

Я бы всем задал вопрос: «Зачем?» Мне бы ответили: «Чтобы не болеть». Я скажу: «А зачем, чтобы не болеть?» Мне бы сказали: «Чтобы долго жить». Я бы ответил: «А зачем долго жить?» Когда у человека есть смысл жизни, то он ставит цели в жизни и идет к этим целям.

Значит, первично — поставить цель в жизни, а потом уже идут закалка, воля. Сначала первично четко ребенку показать правильную цель. Почему я должен вставать в 7 часов, а не когда получится? И почему я должен терпеть что-то, когда можно не терпеть? Почему?

Мы опять же приходим к тем же выводам. Первичное, духовное, изначальное, фундаментальное. В данном случае — это цель человеческой жизни.

Я вспоминаю, как бабушка меня чему-то учила, я глубоко убежден, что она хотела учить только хорошему. Она меня ориентировала меня на мнение пустых, ничего не значащих для меня людей. Причем, я это слышал от человека, который меня искренне любит. Я просто на веру это все принимал.

Я сейчас опять возвращаюсь в свое 11-летие и в те переживания, в 12 лет. Мне бы тогда 12-летнему сказали: «Вот, нужна закалка. Нужно то, нужно се».  Я бы всем задал вопрос: «Зачем?-2

А потом была жизнь, и мне понадобился не один-два года, чтобы осознать, что бабушка, любя меня, уродовала, к сожалению, направляла к ложным целям. Она не виновата была. Ее саму так, к сожалению, уродовали тоже. А другого варианта не было. Вот поэтому все-таки вот первичная цель важна.

Например, если вам важно, что люди скажут, сделать карьеру и быть закопанным на бис три раза под шампанское, то это одна цель. А если что-то другое, то будет все по-другому. И чтобы вот даже с детства я и постарше, что-то терпел, что-то выносил, понимая, что нет нужды для того, чтобы в конечном итоге прийти к какой-то цели.

Вспомним монахов. Они уходили добровольно в тяжелые труднодоступные места. Жили ниже уровня нищеты, ограничивали себя во всем, спали очень мало. Преподобный Серафим, помните как спал? Четыре часа сидя, в нетопленной келье, спиной облокотившись спиной в поленницу дров, которыми он никогда не пользовался.

Помните, какой «шикарный» набор мебели у него был в келье? Дровница и два пенька. На один он иногда садился и облокачивался. На другой он ставил иконы. А что кушал он? Он ел траву. Что ему давало силы? Живой Господь.

Я сейчас опять возвращаюсь в свое 11-летие и в те переживания, в 12 лет. Мне бы тогда 12-летнему сказали: «Вот, нужна закалка. Нужно то, нужно се».  Я бы всем задал вопрос: «Зачем?-3

Приведу не религиозный пример, совершенно не духовный, но очень сильный и близкий к духовному. Во время войны Великой Отечественной были люди, которые приносили себя в жертву ради спасения других. И при этом они это делали сознательно, а не вынужденно. Такие были? Были. И почему они это делали? У них была цель благородная. Они спасали других.

Они не смерть искали и страдания. Они спасали других ради блага иных и приносили себя в жертву. И им было по-своему внешне физически трудно, душевно легко и радостно. Вот поэтому можно пойти на сознательные решения касательно детей. Я не знаю. Для меня была невыносима пытка чистить зубы каждый день. Я на это издевательство долго не мог идти. Я не знал почему, но у меня были комплексы. А потом врачи сказали, что у меня пародонтоз, десна распухали, вот в чем была причина. Вот, а у кого-то просто лень.

Это же подвиг: чистить зубы каждый день. Это я с юмором говорю. Можно говорить и серьезные вещи. Можно что-то большое делать, себя ограничивать и в трудности знать, что это ведет к большой цели. И нужно, чтобы ребенок знал эту внутреннюю суть.

Вот прошу прощения, бабушка нас любила, а мы ее любили. И родители говорили: «Пойдете спать, к бабуле идите и пожелайте спокойной ночи». И мы шли. Заходили очень интересно. Нос совали, а она стоит спиной к двери и молится. Нарушать нельзя. Мы садились и ждали, пока бабушка помолится. Нам нужно было поделать ей спокойной ночи. Это наш долг.

Когда кровать заскрипит, мы заходим и желаем ей спокойной ночи. Это не великий подвиг, но для ребенка, который весь день ползал по улице, уже падает от усталости, это тоже большой труд.

Вот поэтому, если цель заявлена, трудность преодолима. А без цели — просто бессмыслица. Цель воспитания детей — это вырастить из них настоящих христиан, которые ставят в своей жизни цель исполнить заповеди Господни. Если мы ради этого воспитываем детей, то все остальные средства нам будут вспомогательными.