Ересь — это всё то, что здравому и установленному Богом в Церкви учению противится; это всякое отступление от святоотеческого определения о Боге, о церкви, о нашем спасении. Ересей много за историю Церкви возникало.

Мало того, иногда именно ереси становились причиной собрания Святых Отцов для формулировки православных вероопределений, поскольку истина, явленная во Христе и отраженная в душах апостолов и переданная ими верным потомкам, не всегда находила словесные определения для себя.

А вот в связи как раз со сложными учениями, которые восставали против истины, неправильно уча о Иисусе Христе, Господе нашем, кто-то считал Его тварью, а не Богом, кто-то считал Его по преимуществу Богом, а человеком условно, а кто-то о Духе Святом, кто-то о Пресвятой Богородице имел превратное мнение, которое распространял. И в ответ на эту ересь, в ответ на это ложное учение Церковь принимала решение в лице своих иерархов собираться для выражения и определения православного вероучения.

Так что признаком ереси всегда является какое-то самопроизвольное, эгоистическое, своенравное изменение тех определений, которые уже за четвертый век по преимуществу сложились в Церкви.

Есть и дополнительное определение, например, двух Константинопольских поместных соборов 14 века, на которых утверждено учение о различиях, о Боге, непостижимой сущности и тех действований Божьих, энергий, которые простираются к тварному миру, и общение с которыми не только возможно, но и необходимо человеку для его вечного спасения.

Это определения, которые послужили опровержением еретического, ложного учения, сформулированного и умножаемого ересиархами, к тому времени уже черпающими свои злые определения, учения и дела из недр Римо-католичества с их поврежденным учением о Пресвятой Троице, о бытии Божьем, о способе отношения человека и Его Создателя.

Так что и в наше время можно услышать ложное учение о Церкви, о её границах. И это всегда повод бдительно обличать, к чему апостол Павел побуждает своего ученика Тимофея Апостола:

«Со всяким усердием обличи то, что противится здравому учению, принятому вами от Меня».

Апостол Павел свидетельствует о той истине, которая явилась во Христе и необходима для нашего спасения. Так что всякая формулировка, всякая инновация, обновленчество, которое находит отражение и в образах церковной жизни, и в определениях, формулировках, вполне законно может быть названа еретическим, если не соответствует и букве, и духу нашего Священного Предания.