Сегодня мы с вами будем говорить о таинстве крещения. Этот выпуск будет интересен преимущественно тем, кто готовится к святому крещению, тем, кто намеревается крестить своих детей, и тем, кто собирается стать восприемниками, то есть крестными родителями. Ну и, конечно же, тем, кто интересуется религией, в частности христианством.
Мы крещение называем именно таинством. Таинство — это священнодействие, в котором Бог непосредственно напрямую воздействует на человека, ниспосылая свою божественную благодать. С таинством крещения человеку открываются все последующие таинства. Человек входит в лоно церкви, он становится членом церкви.
О двух таинствах мы с вами поговорим сегодня. О таинстве крещения и о таинстве, которое следует сразу же за таинством крещения, которое находится в чинопоследовании крещения. Какое, вы узнаете чуть позже.
Любые действия в религиозной жизни должны совершаться осознанно. И мы всегда должны задавать себе вопрос:
«Зачем? Почему? Для чего?».
Если мы хотим принять крещение, конечно же, мы должны понимать, зачем мы это делаем. Если мы пришли к пониманию, что Бог есть, если мы пришли к пониманию, что христианство – это действительно тот путь, который нас приводит к Богу, то, конечно же, первым шагом человека в духовной жизни должно быть крещение.
В таинстве крещения в человека закладывается некая семечка, семя нетленной жизни. Взрастет ли оно, зависит, конечно же, от волевых усилий самого человека и от его веры.
Детей мы крестим по вере родителей. Никакого смысла нет крестить детей, если мы в себе не имеем вот эту драгоценность, ценность христианской духовной жизни. Если мы сами не приступаем к церковным таинствам, главное из которых – таинство Евхаристии, причащение, если мы не живем духовной жизнью, смысла крестить наших детей нет.
О духовной стороне вопроса таинства крещения мы поговорили, но часто люди спрашивают, что надо с собой взять. Интересует часто людей практическая часть.
Важнейшим условием является разговор со священником. Либо какое-то предварительное собеседование, либо существуют так называемые огласительные беседы, когда человеку рассказывают основы христианской веры перед крещением.
Необходимо также с собой взять полотенце, нательный крест, если взрослый – тапочки, и есть традиция после крещения облачаться в белую одежду, это символ чистоты. Мы крещение называем духовным рождением.
В случае с крещением ребенка необходимо избрать для него крестных родителей, восприемников. Конечно, роль крестных совсем изменилась с веками и очень сильно отличается от тех задач, которые они изначально выполняли. Сейчас это прежде всего молитва за своих крестников и воспитание.
Но воспитание каким образом?
Мы знаем, что лучшее воспитание — это воспитание собственным примером. Быть действительно образцом для подражания. В связи с этим, конечно, необходимо избрать себе крестных воцерковленных, практикующих.
Все подготовки проведены, день назначен, вы в храме. Крещение начинается с наречения имени. Имя в традиции нашей церкви избирается в честь того или иного святого. Если же имени, приходящего ко святому крещению, нет в святцах, то избирается созвучное имя, например, Егор – Георгий, Алина – Елена, Гульжана – Галина и так далее.
После наречения имени происходит чин оглашения, в котором читаются четыре запретительные молитвы и отречение от сатаны. Священник просит приходящих развернуться лицом на запад, и происходит некий диалог между священником и пришедшим ко крещению, либо в случае с ребенком между священником и крестными родителями.
Мы бросаем вызов сатане, и мы отрекаемся от всего того, что толкает нас ко греху, то, что мы называем страстями. Мы даем Богу обещание, что мы, по крайней мере, будем стараться видеть в себе какие-то зачатки грехов и стараться с ними бороться. Это первая ступень на пути духовной жизни. Символически плюем на сатану, и затем священник просит развернуться лицом на восток всех приходящих, и происходит сочетание Христу.
Опять же происходит некий диалог. Священник просит подтвердить свои намерения пришедших. И люди дают обещание, что, по крайней мере, опять же, будут стараться и имеют намерение видеть руку Божию в своей жизни, стараться следовать его заповедям и пытаться угадывать волю Божию в своей жизни.
Заканчивается весь этот чин оглашения чтением «Символа веры», главного исповедования нашей веры, это наши главные истины, догматы нашей церкви. Священник берет елей, масло, и помазывает приходящих ко крещению этим маслом, тем самым склоняя милость Божию.
После этого непосредственно происходит само крещение, крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Формы могут быть разными: либо погружение, полное погружение в святую воду, либо обливание святой водой, в зависимости от того, возможно ли полное погружение в том храме, куда вы пришли креститься.
В нашем храме, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери города Алматы, можно погрузиться полностью. У нас отстроена новая часовня с купелью.
Непосредственно после крещения мы подходим ко второму таинству, о котором мы уже говорили. Это таинство миропомазания. Что это за «миро» такое? Миро – это тоже масло благоуханное. Все вы наверняка слышали поговорку «все мы одним миром мазаны». Это как раз и есть то самое миро. Им ниспосылаются благодатные дары для дальнейшего духовного роста человека. Откуда же оно появилось?
Раньше, в древние времена, в апостольские, после крещения ниспосылался Святой Дух и благодатные дары Святого Духа на новокрещаемых посредством возложения рук апостолов. Но церковь множилась, это уже стало невозможным.
Вспомнили древнюю практику Ветхого Завета, когда помазывали царей, пророков и первосвященников, но уже наполнили другим смыслом это действие. И миро это предстоятель нашей церкви ежегодно освящает, и оно раздается по всем храмам. Именно через миро ниспосылаются дары Святого Духа.
Крещение практически завершено. Мы прошли через два таинства, крещение и миропомазание. Осталось лишь воцерковить человека. Чин воцерковления происходит в храме.
Новокрещаемые мужского пола заводятся в алтарь, как потенциальные священники. Там священник их благословляет, и затем они исходят из алтаря. Новокрещаемых женского пола священник подводит к царским вратам, там их благословляет, и крещение завершено.
Важно избегать магического отношения к обрядам и таинствам. Мы общаемся с живым Богом, мы общаемся с личностью. И важно помнить, что крещение — это лишь первый шаг на пути духовной жизни. Ведь христианство — это путь длиною в жизнь.
Текст основан на видео с канала «Прообраз»