Вопрос:
«Что такое первородный грех?»
Отвечает батюшка:
Ответ на этот вопрос помогает человеку понять, от чего же он избавляется в Таинстве святого Крещения. Этот вопрос важен и потому, что сейчас в обществе достаточно распространены ложные представления о первородном грехе. Кстати, подобные ошибочные суждения можно встретить и в некоторых церковных книгах.
Вопрос этот важен ещё и потому, что, усвоив неправые учения о первородном грехе, человек, как следствие, усваивает и другие современные лжеучения, которые клубком тянутся одно из другого.
Если в истории Церкви возникало какое-то сомнение в важном богословском вопросе, то Церковь решала его, обращаясь к согласию святых отцов, то есть к тому, как учили святые отцы. Их единодушное учение в вопросах веры и называется согласием святых отцов. Это понятие должен знать каждый православный человек, чтобы иметь для себя духовный ориентир, которым он обезопасит себя от всякого лжеучения и не впадет ни в какое заблуждение.
Прежде чем озвучить согласие святых отцов о первородном грехе, назовем сперва ложные.
Но данное определение имеет большую недосказанность. Всё перечисленное действительно есть и напрямую связано с первородным грехом, является его следствием. Но будет заблуждением, если мы понятие о первородном грехе ограничим таким перечислением.
Заметьте, что в Крещении человек от всего перечисленного не избавляется. Он так и остаётся смертным, так же хочет есть и пить.
Так от чего же он избавляется в Таинстве Крещения?
Хочу подчеркнуть, что:
Святые отцы говорят о первородной скверне именно как о грехе, от которого человек в Крещении избавляется, который прощается.
Но здесь может возникнуть недоумение, как же он прощается нам, когда согрешили Адам и Ева?
Святые отцы говорят, что согрешили именно мы, потому что тогда все мы находились в Адаме, все человечество. Поэтому все мы рождаемся грешными первородным грехом, хотя мы имели только один день жизни на земле.
Избавившись от первородного греха в Крещении, человек остается смертным, но он уже наследник вечной жизни, наследник Царства Божия, если не потеряет залог спасения и не осквернит нераскаянно одежды души своей.
Святитель Амвросий Медиоланский говорил:
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Преподобный Макарий Великий:
Как видите, преподобный Макарий не говорит, что первородный грех — это когда человек хочет есть и пить.
Святитель Николай Сербский:
Святитель Игнатий Брянчанинов:
Чтобы разобраться в подобных темах, обязательно интересуйтесь основами православной веры, а, если в каком-то вопросе сомневаетесь, обращайтесь к согласию святых отцов как к верному и надежному духовному ориентиру.
Текст сделан на основе видео: