Вопрос:

«Что такое покаяние и что помогает покаяться?»

Ответ священника:

На Божественной литургии мы дважды на ектении просим:

«Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим».

Мы у нашего Господа просим, чтобы остаток нашей жизни мы закончили в мире и покаяние.

Что такое покаяние?

Покаяние – это перевод греческого слова «метанойя». Метанойя состоит из двух слов: «мета» – это изменение, и «ноима» — ум. Метанойя – это изменение ума.

Потому что христианская жизнь заключается в уподоблении Христу. Но не только во внешнем уподоблении, но именно во внутреннем. Такое уподобление происходит именно через изменение ума.

Отличный инструмент для этого – Священное Писание.

На Божественной литургии и на других службах тоже всегда читается Евангелие, а на литургии читаются еще и апостольские послания. Последние несколько веков для удобства разбиты на главы, на стихии, чтобы можно было найти нужное место. А издревле они разбиты на зачала, которые предназначены для чтения на богослужении именно затем, чтобы изменить наш ум.

Человек, с детства устремленный в сторону от Бога, сложил определенное представление себе в уме. Это происходило разными способами: через общение с другими людьми, через телевидение, через интернет, через пропаганду. И у него в голове сложилось определенное видение мира.

А главная задача, чтобы войти в Царство Небесное, — это видение мира сокрушить и на место его поставить ум Христов.

Это сложная задача, но именно она и стоит, потому что Господь с этим пришел в самом начале. Первая его проповедь, и до него также говорил и Иоанн Креститель:

-2

В Царство Небесное возможно войти, когда у тебя изменился ум по образу Христову. Чтение Священного Писания – это постоянное делание христианина, который желает покаяния. Он каждый день читает Священное Писание, потому что, если он этого не делает, он не может покаяться.

Он может оказаться в ситуации, когда ему кажется, что все хорошо, что ему даже не в чем исповедоваться. Но покаяние его завершилось безуспешно, потому что он встал в том состоянии, в котором был фарисей, признающий себя отличным человеком («Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди»).

А покаяние – это процесс другой.

Так как же нам использовать Священное Писание для собственного покаяния? Когда мы видим где-либо обличение, фарисеев ли, грешников ли, книжников ли, всегда нужно относить это к себе. Если так не делать, то мы будем думать:

«Это они такие плохие. А я нет. Я хорош».

Тогда пользы не будет.

Можно, имея Священное Писание, превознестись и остаться без Христа. Как книжники, которые наизусть знали Священное Писание.

Среди нас нет такого человека, который был бы подобен книжникам. Книжник знал наизусть хотя бы одну большую книгу Священного Писания – Пророка Исаию или Пятикнижие.

Мы должны прилагать к себе Священное Писание. Хотя интересно, что послания апостола Павла адресованы не нам, а вообще каким-то другим людям. Его первое послание к Коринфянам. А бывают вообще личные послания Тимофею, Титу, Филимону.

Хорошо ли читать чужие письма, которые написаны не к тебе? Кажется, вообще нехорошо. Но это смотря чьи.

Даже частные письма апостола Павла, адресованные не нам, для нас совершенно полезны.

Почему? Они являют в полноте тот образец, который должен быть у нас. Такой драгоценный камертон.

Допустим, стоит дома пианино, несколько лет его никто не трогает, и через время начали расстраиваться у него струны. И как-то все это не звучит. Нужен камертон, чтобы определить, где действительно какая нота. Без камертона кажется, что вроде бы ничего, и так пойдет, а со стороны ужас как звучит. Так и здесь.

Это писание – это камертон, и по нему нужно сверяться, соответствую ли я или еще нет. Пока нет, нужно все время себя подстраивать. Этот процесс называется покаянием.

Апостол Павел, обращаясь в послании к Коринфянам, говорит:

«Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас».

Это такая ирония. Человек думает, что у него все хорошо, благополучно, и Царство Божие внутри него есть.

«О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!».

Царствовать не в том смысле, как цари земные царствуют, надмеваясь над кем-то, но пребывая в Царстве Небесном, которое действительно раскрывается здесь на Земле. Ведь мы в Писании читаем:

«Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».

Когда оно раскрывается, человек начинает царствовать, пребывать в этом Царстве.

И дальше, говоря о себе в противовес тем мечтаниям о себе, которые имели коринфяне, которые мы тоже с вами имеем, он говорит:

-3

Потому что они и правда все умерли. И все заранее знали, как он им сказал, что их будут бить, изгонят из синагог, всё это закончится смертью. Они всё это знали. И над всей их жизнью это всегда нависало.

«Мы безумны Христа ради».

Что это за безумство ради Христа? Безумство ради Христа заключается в исполнении заповедей Божьих. Потому что тот, кто собирается их соблюдать во всей полноте, он для всех будет безумным.

Многие считают, что надо соблюдать их в меру, без фанатизма. В меру ходи иногда в храм, иногда на какие-то праздники. Понятно, не убивай, особенно когда без нужды. А чтобы в полноте, чтобы врагов любить или чтобы подставлять другую щеку, об этом даже не думай.

Ты разве сумасшедший? Просящему тебя дай, а он потом еще раз придет.

Попробуй хотя бы раз в жизни отдать что-то, когда у тебя кто-нибудь пожелает это отнять. Ты ему ещё скажи:

«Да, хорошо, вот тебе еще».

Попробуй, потому что тогда узнаешь, что есть Царство Небесное. Пока не пробовал, ты не знаешь, что это. Потому что заповеди Божие сверх естества и сверх этого мира.

Если поступать по размышлению человеческому, ты никогда не достигнешь Царства Небесного. В него вход не с той стороны.

И вот он говорит:

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе».

То есть что надо, исполняют, а что не надо, то этому не время. У каждого мера своя, и человек так вот именно проповедует.

«Мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии».

Это апостол Павел говорит, драгоценнейший Христов сосуд.

«Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».

Как мусор, который не нужен, с комнаты вымели во двор, а потом и со двора.

-4

Все они стали христианами, потому что Он пришел и с собой явил Христа, и благовествованием родил их во Христе Иисусе.

«Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».

Нам это и нужно. Не стоит думать, что это только к ним относится, к тем коринфянам. Это относится и к нам, чтобы мы подражали апостолу Павлу, как он Христу. Поэтому у нас почти половина Нового Завета — это его послания. Потому что он во всей полноте постарался быть подобным Христу.

Мы читаем Христово Евангелие, как Он действовал, чему Он учил, читаем послания апостола Павла. Но когда мы принимаем к себе, решаем, что это именно то, что мы хотим исполнять, только тогда у нас начинается покаяние.

Цель покаяния – измениться по образу Христову.

В самом начале какой замысел был Бога о человеке? «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». И сотворил человека по образу своему, по образу Божию сотворил его. Образ есть, а вот подобие, которое задумано было изначально, нам должно достигать.

И достигается оно в тех вещах как раз, которые не приняты в этом мире, которые кажутся невозможными. «Вот это я приму, а вот это нет». Именно то, что не принимается, это и должно постараться исполнить в первую очередь. Потому что, если постараешься и сделаешь, узнаешь, как раскрывается Царство Божие в тебе.

Именно то, что трудно дается, и умом не постигается, а все-таки делается, оно только и приводит в Царство Небесное.

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его».

А усилие как раз в том покаянии, о котором говорит апостол Павел

«Подражайте мне, как я Христу».

Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец»