Сегодня воскресенье всех святых Русской Церкви. Мы с вами принадлежим Русской Православной Церкви, и поэтому наши угодники Божьи, которые были прославлены в лике святых нашей церковью, сегодня поминаются и у кое-кого из нас даже День Ангела. Например, у меня День Ангела.
День, когда принимают подарки. Многие из вас тоже названы в честь святых, прославленных Русской Церковью.
Сейчас огромная волна критики обрушивается на церковь и даже принято почему-то называть нашу церковь не русская церковь, а РПЦ или Патриархия с пренебрежительными интонациями, высказываться по поводу Патриарха очень грубо, некрасиво, неприлично.
Я не стану никого оправдывать, потому что все мы просто люди, совершаем ошибки, иногда даже ошибки большие, крупные, и ведем себя, может быть, неподобающим образом.
Хотим того или не хотим, мы с вами принадлежим этому русскому миру. Вы часто слышите фразу «русский мир». Это не политика, вхождение в орбиту России, политических интересов, тень Путина, которая над всеми нависает.
Русский мир — это то, что мы с вами разговариваем на русском языке, то, что мы с вами молимся нашим святым, которые жили много сотен лет назад, но они вместе с нами. Они определяют стиль нашей жизни и поведения, между прочим.
Об этом следует вспоминать в такие дни, как память всех святых русской церкви. Что это за стиль жизни, что это за отношение к миру, к близким и так далее.
Был такой замечательный французский исследователь Пьер Паскаль. Он познакомился с русской литературой в начале XX века, будучи студентом Эколь Нормаль, это высшая школа, очень престижная.
Он уехал в Россию со своими друзьями. Провел в России очень много времени, встретил русскую революцию, даже возглавлял подразделение французских большевиков компартии. Но при этом он оставался верующим христианином.
Потом он уехал в 30-х годах обратно во Францию, но до конца своих дней любил очень Россию, переводил русских авторов, писал очень много о России.
И один из его учеников, Жорж Нива, спрашивал престарелого уже Пьера Паскаля, который умер в 95 лет:
«За что вы так любите русских? За что вы так любите Россию, русский язык? Это ведь такой бандитский народ. Вести себя не умеют и так далее».
И Пьер Паскаль его остановил, говорит:
«Я люблю русских за человечность».
Вот то, что ему открылось в России, а ведь он жил во время революции, гражданской войны, он видел разные злодеяния. Он сказал, что он там увидел настоящую человечность. Где он ее разглядел в годы Гражданской войны? Этот человек сумел разглядеть нечто в русской душе, что как раз и направляет нашу историю.
Человечность – это то, что всажено в нашу русскую культуру христианством, Евангелием, наследием наших Божиих старцев, молитвенников, кротких мучеников, страстотерпцев, преподобных молитвенников, которые безвестно жили десятилетиями в лесах, в монастырях, кротких тружеников, которые забывали свой покой, свои интересы, неканонизированных святых.
Например, Владимир Галактионович Короленко пишет о своем отце, который всю жизнь проработал судьей, что он принципиально никогда не брал взяток. Ни одного подарка за всю свою жизнь не взял. Вот русский человек.
Или же адвокат Плевако, который всегда был за справедливость, он был старостой Успенского собора, православный русский человек.
Он был настоящий адвокат, когда он отставил права крестьян, он за свои средства для них снимал гостиницу, 20 человек содержал целый месяц во время процесса.
Анатолий Кони был такой адвокат, который ради того, чтобы служить справедливости, чтобы правда торжествовала в суде, дал обет не жениться, чтобы семья не шантажировала его, не толкала его на взяточничество, на сделки с совестью.
Это наши подвижники, такие как Пирогов или доктор Амосов, который был наш современник. Он не брал никогда ни у кого ни шоколадки, ни денег, ни купюр. У него в больнице в Киеве было специальное окно, куда он выбрасывал все взятки, которые ему приносили, и брал только цветы.
Вот такие были люди честные, справедливые, и самое главное, как заметил Пьер Паскаль, человечные. Вот что должно определять нашу жизнь.
Если вы хотите принадлежать к этой традиции, к русской Церкви, вы должны быть прежде всего человечным во всем, что бы вы ни делали, какой бы вы пост ни занимали, и прежде всего человечны по отношению к собственным детям, иметь уважение к их свободе, к их праву, бескорыстную любовь к своим детям, уважение к своим родителям, к своей истории, к народу.
И даже уважение тем людям, с которыми вы не согласны. Вы, может быть, не соглашаетесь с позицией или политикой Патриарха, но вы должны его уважать. Потому что человек русской культуры и воспитания, это прежде всего человечный, внимательный, осторожный.
У апостола Павла в послании к Колоссянам есть заповедь, которую мы очень редко вспоминаем.
Он говорит:
Часто ли мы слышим эту фразу?
Нет. Мы, люди религиозные, делаем акцент чаще всего на каких-то ритуальных, обрядовых вещах. А вот апостол Павел призывает своих учеников, все делайте с душой, все делайте как перед лицом Христовым.
Кем бы ты ни работал, адвокатом, врачом, учителем, водителем, все делай с душой, честно, красиво. Не надо ругать свою родину за то, что у нас мусор повсюду.
Кто же его набросал? Почему так стыдно заехать в лес? Потому что там горы мусора после отдыхающих. Кто же набросал? Мы. Почему?
Потому что мы не подумали о тех людях, которые рядом с нами. Мы совершили преступление перед человечностью русской души.
Поэтому надо возвращаться к этим истокам и постоянно вспоминать об этом свойстве, на которое указал совершенно посторонний человек. Поэтому давайте поразмышляем над этим простым словом.
Что такое человечность, есть ли она во мне вообще? Все ли я делаю от души? Особенно то, что касается моих обязанностей.
Вот это делает меня наследником русской святости. Человечность и душевность, ответственность за своих близких приобщает меня к русской церкви.
Текст основан на видео с канала «Никольский монастырь в Гомеле».