Грех — это промах мимо цели, когда человек, созданный Богом для счастья, для свободы в Боге, для общения с Богом, он какие-то свои таланты, качества направляет не туда, и получается грех.

Отличие страсти от греха

А страсть — это предельное проявление греха.

Обычный грех мы можем совершать или не совершать, мы можем сегодня его сделать и забыть, а затем совершить его еще раз через год или через неделю. И, в общем-то, он приносит нам вред, как и любой грех. Но особо мы от него не зависим.

А страсть — это, по сути, то состояние, когда вы себе уже не принадлежите.

В русском языке есть такое понятие — страдательный залог, то есть когда кто-то по отношению к действию является пассивом, когда с каким-то человеком что-то делают.

Вот страсть, по сути, если грех делаю я, то страсть «делает» меня. То есть я от своей страсти завишу целиком и полностью, ей подчиняюсь в том или ином виде. Если грех сегодня совершаю, а завтра уже нет, то страстью все по иному — стараюсь находить время, так складывать обстоятельства, чтобы эту самую страсть каким-то образом удовлетворить.

Еще один момент заключается в том, что удовлетворить свои страсти невозможно. Это бездонная яма. И сколько ты ни прикладывай своих усилий, талантов, все равно ничего не получится.

Это как зависимость. Мы знаем, что есть зависимые от алкоголя, от еды и т.д. Это, с одной стороны, болезнь, а с другой — это страсти. Есть такие состояния, когда человек без посторонней помощи от этих страстей избавиться не может.

И вот Церковь как раз и предлагает свою помощь, помощь Святого предания нашего, Святых отцов, их советов для того, чтобы с этими страстями справляться. Ведь страсти похожи на цепи, которыми мы обвязаны.

К воздушным шарам, чтобы они не взлетали раньше времени, привязывают балласт. Потом, когда нужно, чтобы они взлетели, балласт этот скидывают, и шары летят.

Страсти, они держат нас как раз на земле. Мешают нашей душе очиститься и мешают ей войти в Царство Небесное в итоге.

Соответственно, церковь говорит, что если человек не боролся со своими страстями, не преодолел свои страсти, то посмертная участь может быть и, скорее всего, будет плачевной. В Царстве Небесном страстей быть не может, и мы должны сделать с этим что-то при жизни.

Но что мы можем сделать? Мы можем хотя бы осознать, что у нас есть страсти. Знаете, да, как начинается исцеление алкоголика?

Он говорит:

«Я алкоголик, я это признаю».

И это значит, что дело на 50 процентов уже сделано. Дальше человек проходит какую-то реабилитацию и так далее.

Точно также со страстью. Человек говорит:

«Я понимаю, что с этим состоянием не справлюсь один, я не смогу из этого выйти. И более того, понимаю, что это неправильно».

Бывают разные страсти. Это такие, которые всем очевидны, они понятны, ясны. Но ведь есть страсти самые разные, и у каждого из нас они есть. Любой грех может стать страстью.

И вот очень часто ловишь себя на мысли: я ведь осуждаю какого-то пьяного человека, который валяется в канаве, а за собой знаю три — четыре страсти, которые не всем видны, а видны только мне или моей семье, от которых я до сих пор не избавился.

И сразу желание осуждать пропадает.

Как преодолеть страсть?

И вот чтобы страсть преодолеть, необходимо с ней бороться, бороться, прежде всего, молитвой и постом так, как нам говорил сам Христос в Евангелии.

Во-вторых, нужно в этой страсти постоянно каяться, потому что страсть — это нечто, что повторяется из раза в раз. И каждый раз мы должны каяться и должны просить у Бога сил для борьбы.

В-третьих, мы должны пытаться с ней бороться. Как это сделать, нам советуют святые отцы. По каждой страсти свои советы. Но при этом, даже если человек не успевает побороться со страстью, победить страсть, то, наверное, Господь нашу борьбу с ней принимает, наши старания.

Что важно помнить?

И ещё важно помнить, что страсть, которая у нас есть, она вряд ли когда-то у нас исчезнет насовсем. Мы можем ее, победив как болезнь, загнать в некую ремиссию, но все равно постоянно должны за ней следить. Постоянно должны заботиться о том, чтобы эта страсть не проявляла себя.

В этом и заключается наша духовная борьба, духовная брань, как в церкви называют ее, и без этого, конечно, нам не одолеть ни грех, ни страсть.

Отчаиваться в этом состоянии не надо. Если Господь нам помогает, то мы в состоянии одолеть все что угодно. Поэтому самое худшее, что может быть в борьбе со страстями, — это уныние. Так не будем допускать это состояние!