Вопрос:
«Можно ли делать подарки руководству, судьям и другим людям, от которых зависишь?»
Отвечает игумен Лука (Степанов):
Вопрос не о дарах вообще, потому что сама жизнь христианская, как замечает наш поэт, есть растворение нас самих во всех других, как бы им в дарение. В пророческих словах есть требование со стороны Господа к людям:
«Ищу не вашего, а вас».
То есть мы сами призваны быть даром Богу, и свои силы, жизненные возможности, блага, которые не наши, а от Бога полученные, нужно вернуть тому, кто является причиной нашего бытия и источником всех благ и даров.
В этом отношении подарки людям, от которых мы в чем-то зависим, могут рассматриваться как необходимые приношения к ближним нашим, благодаря которым поддерживается наше дружество, поддерживаются они в своих трудах.
Апостол замечает: не будьте лицемерами, когда человеку, от которого зависите, стараетесь преподнести щедрые дары ради его расположения, а к людям нуждающимся, скорбящим, зависимым от благодеяния ближних своих, проявляете пренебрежение.
Таким образом обличается, что не любовь к ближнему и не отдание ему принадлежащих тебе благ составляет усердие твоего сердца, а корыстный расчет.
Своим подарком властям предержащим или влиятельным людям ты надеешься получить нечто большее, чем отдаешь им.
Это, как замечает апостол Иаков, обличает сердце лицемерное, человека корыстолюбивого, а вовсе не человеколюбивого.
Хотя прямого запрета приносить дары, знаки внимания и благодарности нашим благодетелям нет, мы должны следить, чтобы лицемерие не утвердилось в нас. И не обошли бы мы духом дарения, духом утешения тех немощных мира сего, которые, по слову Господню, не могут нам воздать, если мы им готовим угощение или приносим утешение.
Пусть особенно такие будут в числе тобою одариваемых.
В Ветхом Завете ради врачевания лукавых сердец иудеев Господь указывает:
«Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых».
Сам не будь заинтересованным, не смотри на карман и руку ближнего, ожидая особых милостей и дарований. Будь, по возможности, независимым от приношений.
Хотя Церковь живет на милостыню прихожан, верных чад церковных, пусть это бывает по расположению их сердца, а не по твоему требованию или напряженному ожиданию благодеяний от окружающих, близких, дальних, богатых и живущих скромно.
Опыт показывает, что они настигают и храм, в котором ты трудишься, и обитель, которую восстанавливаешь, не тогда, когда ты настойчиво просишь или умоляешь, а когда Господь располагает сердца этих людей оказать финансовое и материальное участие в деле церковного созидания.
Молитва о них, молитва об успехах служения своего – это главное средство, привлекающее сердца благодетелей к твоему церковному служению.
Без материального подкрепления и поддержки не обойтись, но это уже не назовешь подарком, взяткой или неправедным даром – это относится к великому и спасительному делу благотворительности.
Да просветит Господь сердца наши к собственному благотворению и к воодушевлению благотворения близких наших.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру.