Празднуем сегодня память святых славных, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла. Какие разные это люди! Даже когда смотришь на икону, видно, один человек простой, а у другого лоб в 7 пядей. И вот хочу немного о них сегодня напомнить нам.
Первый из них, святой апостол Петр, с детства он имел имя совсем другое. Симон, сын Ионин. Симон — это слышание. Был он человек простой, рыбак по профессии. Не книжный, то есть не грамотный. Простой человек.
А другой наоборот. Человек ученый. Он о себе сам пишет, что я фарисей, сын фарисеев. И по правде законной беспорочный. Провел детство и юность свою у ног Гамалиила. Законоучителя, члена Синедриона, о котором и в Писании Священном написано. Ученый муж. С рождения у него имя Савва в честь царя Саула.
Вот один Симон, а другой Савва. А мы их знаем как Петра и Павла, потому что изменилась их жизнь и изменились имена. Один стал называть себя камнем. Петр это по-гречески камень. А другой себе взял имя Маленький, потому что Павел — маленький по-латыни.
Почему он избрал для себя такое имя? Потому что ведь и Господь говорит, кто из вас умалится, как это дитя, тот и больше Царства Небесного. А вот он вместо имени Царского, у него имя малого.
Чем же эти люди, два человека, такие разные, вообще похожи? Ведь даже первый из них, Петр, он первый из апостолов. Даже по призванию. Вот Господь первого его призвал. Когда он ловил рыбу, сказал, идем за мной, сделаю, что вы будете ловцами человеков. И вот он с Андреем, своим братом, первый из апостолов.
А другой Павел, не входит ни в число 12, и даже 70. И вообще был гонителем христиан. Когда убивали архидьякона Стефана, об этом написано в деяниях апостольских, Савва охранял одежду тех, которые побивали камнями. То есть он в этом соучаствовал и одобрял это.
И вот два таких разных человека, в них есть нечто объединяющее. Что же это? А их необычайная ревность по Богу, которая, пока они поступали, как они сами хотели, она вела в сторону от Бога.
Ну вот Петр, который любил Христа, конечно, несомненно. До того любил, что когда Господь говорит, вот идем в Иерусалим, и там я буду распят, и оплюют меня, и избьют меня. Да не будет с тобой такого, Господи.
Что он услышал? Отойди от меня, сатана. Потому что ты думаешь не то, что божеское, но что человеческое. И когда Христа хотели взять под стражу на страдания, что сделал Петр? Меч выхватил. Сражался, ухо отрубил, даже рабу Малху, как это описано в Евангелии. И что ему Господь сказал?
«Вложи меч твой в ножны твои, ибо все, взявшие меч, мечом и погибнут».
От меча и погибнут. Все, взявшие меч. И вот Петр такой ревностный, когда исполнился Духа Святаго, он очень изменился. Мы не встретим больше ни разу, чтобы на кого-нибудь он кидался, защищая Христа или веру Христову.
И тот же Савва, пока он был не во Христе Иисусе, отчего он был гонителем христиан? Потому что он думал, что вот этими действиями своими он угождает Богу. Он защищает веру отцов. Он так думал. От всего сердца он так думал, что он служит этому Богу. И ходил, занимался тем, что хватал христиан, приводил их в суды. Он был уверен, что это доброе дело.
А когда Христос его к себе призвал, он изменился совершенно. Он говорит, уже не я живу, но живет во мне Христос. И вот эти два человека, которые готовы были убивать за Бога, они стали готовы только отдать свою жизнь за Бога. Что они и сделали.
Вот что мы празднуем в сей день, 12 июля, у нас праздник Петра и Павла. Это день их казни. Одному отрубили голову, апостолу Павлу, а другого распяли на кресте — Петра вниз головой. Потому что он попросил так, считая себя недостойным того, чтобы быть распятым, как Христос.
И вот они оба так возлюбили Господа, что посвятили Ему всю жизнь свою до самого конца. Потому и были избраны. Вот в Евангелии, которая сегодня читается, Христос спрашивает Петра, любишь ли меня больше, чем они?
А что он говорит? Да, Господи, Ты знаешь, я люблю Тебя. Паси агнцев моих, паси овец моих. Почему можешь пасти? Потому что любишь меня больше, чем они. Вот поэтому. Потому что кто не любит, в том нет Бога.
И вот он, любящий Христа, все оставил. Всю свою жизнь, которая была. Он был не молодой человек уже. Жена, дом свой, какие-то дела. Все оставил.
Прошел с проповедью по многим странам, везде говоря о Христе, не стесняясь того, что он простой человек. Скажешь, как я могу проповедовать по всему миру, если я простой рыбак? Никак это его не стеснило.
Везде и повсюду, до Рима, и до сегодняшнего дня он считается первым епископом Рима. Папы Римские считают, что они его наследники после апостола Петра.
И Павел, не давая себе покоя, везде и повсюду, много раз претерпевая оскорбления, побои, темницы, ничто ему не помешало. Много раз он был бит палками, камнями, и в темницах, и в голоде, и в ноготе. Но желание проповеди о Христе снедала его и вело его по всему миру. И довело до нас. Вот до сегодняшнего дня мы их словами научаемся воле Божией.
Вот у нас больше всего послание апостола Павла. Почти постоянно в церкви, на литургии что-нибудь из него читается, чтобы мы научились. И апостола Петра, у него меньше всего, два послания. Но какие они прекрасные! Вот их по-хорошему надо бы знать да наизусть почти. Потому что в них есть всё необходимое для нашего спасения.
Оно даже отличается по письму. Одно письмо такого человека ученого, когда предложение по полстраницы одно предложение, а другого простые и короткие.
Почему? Но ведь Господь не управляет человеком полностью, а дает ему послужить, какой он есть. Послужить ему в том виде, в котором он есть. Простой служит в простоте, премудрый служит в премудрости.
И вот мы к этому празднику, даже вот что удивительно на самом деле, немного праздников в году, в котором мы готовимся постом. Всего-то вот Пасха, Рождество, Успение Божией Матери и праздник Святых Апостолов. Мы даже пост держим.
Зачем так? Для того, чтобы приобщиться к их жизни. Апостол Павел говорит, что я в муках рождения, пока не изобразится в вас Христос. В нас, значит, с вами, чтобы Христос тоже был, как в нем.
Вот это вот самое основное и главное. Мы для этого постимся, чтобы преобразиться. Чтобы стать другим, забыв то, что я был перед тем. Все лучшее, что там было, оставив ревность по Богу, оставив любовь к Богу. Но всякое свое, как я считаю, мне кажется, правильно лучше, как это было и у Саввы, и у Симона, оставив предпочтя то, что говорит Господь.
И вот будем мы идти путем и любимым нашим апостолам, Петру и Павлу, последуем их молитвами и достигнем Царства Небесного. Которого мы все с вами и досподобимся.
Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец»