Сегодня мы читаем строки одного из самых важных псалмов для всякого христианина. Строки этого псалма чаще всего читаются на Страстной неделе, в особенности в Великую пятницу.

И это не случайно, потому что одно из последних слов Самого Христа, которое Он произносил на кресте, было заимствовано именно из-за этого 21 псалма.

«Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси?», — сказал Спаситель.

Этот псалом считается мессианским, то есть его строки нужно относить не только к обстоятельствам жизни Давида, но и к самому Христу.

Лучше сказать иначе. В первую очередь этот псалом живо и точно преобразует события, происходившие со Христом. Действительно, ведь никто не пронзал руки и ноги Давида, и никто при его жизни не разделял ризы его, метая о них жребий.

Все это случилось со Христом во время его крестных страданий. Его обступили тогда, как псы, тучные валы и львы, обступили язычники и иудеи. Ему говорили тогда:

-2

И все остальное, написанное в псалме, точным образом сбылось именно на Спасителе. Давид, писав этот псалом, конечно, не имел целью излагать его миссии, но, описывая муки своей души и ее боль и страх, он особым промыслом Божьим в буквальном смысле пророчествовал о грядущем Мессии.

У пророка Исайи в 53 главе его книги излагаются столь живые подробности страданий Христа, что часто говорят, что он, то есть пророк Исайя, из глубины веков будто бы предстоял пред Крестом Спасителя.

Вот то же самое можно сказать и про Давида в отношении Его 21 псалма.

Читая этот псалом, каждый из нас должен поразиться, сколь точно Давид описывает спасительные страдания, будто в этот момент он сам находится пред крестом на Голгофе.

Мы не можем знать точно, в каких именно обстоятельствах находился тогда Давид, кто его гнал и что угрожало его жизни. Но мы можем точно сказать, что именно в этот период был особенно опасным, тяжелым и скорбным в жизни царя псалмопевца.

И именно в этот период Дух Святой поставил Давида в максимальную близость со Христом. Таково свойство страданий.

Каждый, претерпевающий их с молитвой и надеждой на Бога, приближается к познанию Креста Христова и, как говорит апостол Павел, сораспинается Христу. То есть ему неведомым образом открывается тайна Креста Христова. Божий.

«Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси».

Почему эти слова произнёс Давид?

Богооставленность в отношении именно к человеку Давиду — это особый педагогический инструмент в руках Божьих в отличие от того, как об этом думают люди, далекие от Бога.

Эти люди, они поверхностным своим понятием считают, что богооставленность — это признак неугодности Богу и крайней греховности человека, как и говорили про Христа:

«Пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».

-3

Читая притчи Соломона, мы также сталкиваемся с состоянием богооставленности. Но для чего это состояние нужно было для Христа, совершенного человека, не имеющего греха?

В чем совершенствоваться Христу, соединившему в Себе две природы: и божественную и человеческую? Зачем Христос благоволил пережить это состояние богооставленности и повторить слова Давида:

«Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил?»

Это было 4-е из семи слов, сказанных Спасителем на кресте.

Так вот, Господь благоволил спасти человека, сам при этом став человеком, то есть не с небес, а Сам приняв образ раба. Уже в этом заключается ответ на поставленный вопрос. До конца Своего земного служения Господь благоволит, то есть Сам желает испытать на Себе все скорби и немощи человеческие, вплоть до смерти на кресте.

В Гефсиманском саду Он покорит волю человеческую, волю Божию, с таким усилием будет совершать это, что его пот будет как капли крови. По этой же причине Он благоволит испытать богооставленность, чтобы во всем, кроме греха, быть подобным нам.

Таким образом, каждый из нас может уверенно сказать, что нет тех испытаний на земле, которые бы не прошел наш Бог. В нашей жизни нет такой боли, будь то физическая или духовная боль, которую бы не испил Христос.

Более того, наш Бог испытал все возможные земные страдания и лишения, которые каждому из нас дается испытать лишь частично и не все.

То есть, если для человека богооставленность — это педагогический инструмент для нашего приближения к Богу, то Христос прошел это состояние с желанием максимально приблизиться к человеку, испив чашу страданий человеческих и земных скорбей до самого дна.

Именно этот Бог призывает наследовать за Ним, именно Он протягивает нам руку спасения, и именно Он будет судить нас.

В этом ответ на поставленный вопрос. Спасает и судит нас не царь, безмятежно почивающий на троне, а распятый на кресте и познавший все возможные человеческие страдания.

Ему слава и держава во веки веков!