Вопрос:

«Послание к римлянам, 12 глава: “Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья”. Получается, что мотивацией добрых дел по отношению к врагу может являться скрытая месть и недоброжелательство?»

Ответ батюшки:

Давайте приведем вначале целиком цитату из послания к римлянам.

«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми людьми. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», – говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая это, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»

Последняя фраза как раз объясняет то, что происходит. Дело не в том, чтобы наказать врага. Если отдельно рассматривать эту фразу, мы можем подумать действительно о том, что «горящие уголья» означают некую скрытую месть, что мы ему хуже сделаем, если не мы ему отомстим, а Господь ему горящие уголья на голову соберет.

Вопрос:  «Послание к римлянам, 12 глава: “Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья”.-2

На самом деле речь идет именно о победе добра над злом. Если мы хотим отомстить, то зло уже нас победило. Тогда какая речь идет о победе над злом в другом человеке? Поэтому здесь, конечно, горькая ошибка думать, что это есть такой способ отмщения с помощью Божьей справедливости.

Если мы действительно не желаем искренне добра человеку, если мы не понимаем, что зло – это есть болезнь, несчастье, что это страдание человека, что тот же Павел пишет о том, что скорбь и теснота всякой душе, делающей неправду, если мы не хотим выздоровления человеку от зла, то мы сами себе уголья собрали на голову, потому что это есть осуждение.

А осуждение, как известно, первое карается Богом. Господь говорит, что тем, кто не имеет сам милости, и суд будет без милости. Поэтому, имея осуждение в душе, уже мы никаких отношений ни с кем не выстроим. В первую очередь нужно от осуждения избавиться. Избавившийся от осуждения уже о мести не помышляет.

Вопрос:  «Послание к римлянам, 12 глава: “Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья”.-3

Поэтому здесь не о мести идет речь, а об исцелении человека, тяжелого, больного, от какой-то страсти или греха, и с этим связано как раз противостояние наше с ним.

Бывает, мы слышим с вами как раз о Гадаринском бесноватом, что он был настолько страшно болен, сильно был одержим бесом, что все его боялись, то есть он был всем враг.

И что же Господь делает для него? Он его исцеляет, то есть он делает из врага друга. Вот в чем все дело. Нам не нужно наказать врага нашего. Нам надо, чтобы он стал другом нашим. Тогда действительно, если мы сами ведем себя верно, то тогда верно и это высказывание.

Когда же мы делаем добро тому, кто противостоит закону Божию, то мы на самом деле действительно в каком-то смысле ускоряем то, что должно с ним случиться. А именно, любящий Господь никогда человека не наказывает просто так. Наказание Божие всегда связано не просто с долготерпением его, а с милосердием.

То есть он, если и какую-то трудность или какое-то обстоятельство скорбное человеку посылает, всегда с тем, чтобы исцелить его, но не как наказание последнее, которое как месть происходит.

Вопрос:  «Послание к римлянам, 12 глава: “Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья”.-4

Хотя такие слова, как «отмщение», мы слышим, но «отмщение» именно в плане того, чтобы человеку возможно было оправдание после того, как он страдания перенес, а не осуждение как таковое.

Поэтому здесь нужно сделать из врага друга, примириться с человеком, который противостоит тебе, это и есть самое высокое, что можно желать от христианина в этом случае. Понятно, что нам чаще всего это недоступно.

Сами ученики Христовы говорят о том, что нет того, кто может слова Его исполнить, подставить другую щеку, полюбить врага, благотворить ненавистникам, молиться за них.

Здесь мы опять слышим слова Христовы о том, что невозможное у людей возможно у Бога. То из заповедей Божьих, что мы не можем сделать, о них нужно просить, чтобы Господь нам помог, возместил бы в нас недостаток великодушия, недостаток милосердия, недостаток знания и понимания Слова Божия.

Вопрос:  «Послание к римлянам, 12 глава: “Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья”.-5

Если бы мы состоялись в духовной жизни, мы бы имели гораздо меньше врагов, чем имеем. Состоявшийся человек уже не нуждается в самоутверждении. Вражда возникает именно там, где пересекается самолюбие наше, поэтому здесь частые обиды и все прочее. Они не только для того обидчика, но и для нас самих есть урок.

Что в нас не так, если мы обижаемся на людей? Об этом тоже нужно задуматься, когда мы читаем эти строки.

Текст сделан на основании видео с канала Экзегет.ру

Читайте ещё: