Как отличить желание, чтобы не смущать, не искушать людей своей набожностью от желания постыдиться исповедовать веру свою в Бога?
Например, если за столом с неверующими перекрестить еду глазами, тогда того постыдится сам Иисус Христос на Страшном суде. Но это вопрос, да, очень такой тревожный для ситуаций нашего бытового поведения.
Но вот всегда ли нам креститься, проходя мимо храма? Большинство христиан не крестятся, хотя хорошо было бы остановиться, шапку снять, перекреститься на храм как бы не стесняясь или просто на ходу перекреститься. Я думаю это было бы хорошо.
Стоит ли вы в компании с людьми афишировать свою веру?
Я думаю, что здесь такой какой-то, знаете, такой двоякий ответ, что, видимо, в каких-то ситуациях хорошо не выпячивать этого. Заранее, знаешь, это никому пользы не принесёт. А в каких-то ситуациях нужно подчеркнуть свою принадлежность к Церкви, к Господу, потому что чувствуешь, что здесь будет это полезно.
Как это различить? Здесь совета нет, нужно тонко настроить радиоприемник внутренний на улавливание этих волн. Как говорил Преподобный, солнышко нашей истории, Серафим Саровский: «Если надо, не молчи, а если надо — не кричи». Но если точнее, он говорил:«Когда надо, не возопий. А когда надо, не промолчи».
А когда надо? Это надо иметь водительство совести от Духа Божьего, чтобы понимать: вот здесь нужно говорить, потому что молчанием предается Бог. Есть такая великая фраза. А вот здесь не нужно лезть даже к этим дуракам, отдайте шляпу и пальто.
Вот как понять, где ты заступаешься за Господа, а где ты просто тихо встал и ушёл от этих болванов?
Ну не с кем говорить и не о чем. Есть же такие ситуации. Поэтому будет ошибкой, если мы будем в каждую собачью грызню будем бросаться с именем Иисуса Христа.
Мы потом поймем, что мы что-то не то делаем, мечем бисер не там, где надо. И будет ошибкой, очевидно, вообще молчать о Господе.
Видимо, это две ошибки. Видимо нам надо искать какой-то царский путь, при котором мы сможем сказать нужное слово нужным людям и в нужное время. При тебе поносят Господа Иисуса или Пречистую Матерь.
Ты вообще с ними должен как бы встать и больше не есть с ними. Я этого слышать не хочу. Я верующий человек, меня вы больше здесь не увидите.
Или при тебе поносят Церковь, патриарха, духовенство или историю нашу. Ты можешь спорить с ними, если ты аргументированно знаешь, что сказать. Короче, тут такая ситуация: уходи, не общайся. Или вступай в диалог. Веру можно свидетельствовать, конечно.
Один батюшка из деревни приехал в город, и когда его угостили городские друзья, он молился, читал «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш». Ему говорят: «Вы что, в деревне, в глухомани всегда вот так перед едой молитесь, иначе нельзя?»
Он отвечает: «Нет, не всегда. Ему говорят: «Это у вас все в вашей глухомани так молятся перед едой?» Он говорит: «Нет, не все. Свиньи, куры, козы, быки и коровы, они просто так вот едят. Никто не молится из них». Так что, бывает Бог дает что сказать.
Есть такая глава в «Бесах» у Достоевского. Там глава есть «У Тихона». Она отдельно печатается, не вошла в роман. И там Ставрогин приходит к Тихону, И Тихон накладывает крест на себя, крестится. Он архиерей на покое. А Ставрогин ни во что не верит, ухмыляется.
И Тихон говорит ему: «Креста твоего, Господи, да не постыжуся». И крестится еще раз. Вот видите, какие важные слова.
Поэтому здесь нам трудно будет найти, Иван, середину с вами, прописать ее теоретически, но без сомнения, в нашей ситуации жизнь делится на две. Либо ты молчишь вообще, не участвуя ни в чем, но почему-то тебе нужно быть с ними, например, это одногруппники.
Все равно ты будешь с ними учиться. Но ты не хочешь их обращать никуда, потому что пока что это кажется бесполезным. Либо ты говоришь: «Нет, ребята, это не так. Я верю иначе, я думаю иначе». То есть и так, и так можно. Надо просто как-то, чтобы Бог помог понять, когда нужно и как.