Таинство исповеди или Таинство покаяния — это одно из главных Таинств нашей Церкви. Когда человек приходит на исповедь, он ощущает в себе какую-то нехватку. Он понимает, что что-то с ним происходит не то.
У человека может быть все хорошо, внешне он может быть успешен, у него может быть даже какой-то достаток или то, что мы часто называем благом. Но внутри он ощущает какую-то пустоту, какую-то яму, какую-то темноту. И часто даже неосознанно он приходит в церковь и спрашивает:
«Что мне делать?»
Так вот, как раз для таких случаев и существует Таинство исповеди.
Человек, приходя к священнику, каясь в присутствии священника Богу, очищается тем самым от своих грехов.
От этого в его душе появляется дискомфорт. Человек не понимает, что с ним происходит, но он ощущает, что что-то не так, и это означает, что грех, подобных ржавчине, на его душе осел. Если с этим ничего не делать, то эта ржавчина будет только распространяться.
Мы можем сравнить этот процесс с тем, когда за какой-то вещью очень долго не ухаживать, оставлять ее на произвол судьбы, она начинает портиться. То же самое происходит с душой.
Когда человек приходит к священнику каяться, он эти грехи со своей души снимает. Прихожанин, который исповедовался, раскаялся в своих грехах, получает прощение. Этих грехов, этой копоти, ржавчины в его душе уже нет.
Действительно, все звучит вроде как просто. На самом деле есть ряд существенных вопросов и достаточно сложных вопросов, которые еще нам предстоит обсудить.
Главное понять, что Церковь дает каждому человеку шанс. Не только второй, но и третий, пятый, сотый, двухсотый и так далее. Человек, который желает исправиться, желает быть с Богом и связать с Ним свою жизнь, без Таинства покаяния, без Таинства Святой Евхаристии этого сделать просто не сможет.
Человек является христианином только тогда, когда он участвует в этих таинствах.
Любой человек, который проходил через это Таинство, участвовал в нем, каялся в грехах, скажет вам, какое облегчение бывает иногда у него в душе, когда он это проходит.
Это облегчение бывает не всегда, почему — это отдельный вопрос. Но Церковь оставляет нам путь вернуться назад, путь к себе. Она оставляет нам путь к Богу. И человек теперь не может сказать:
«Я согрешил. Я отпал от Бога, и теперь мне нет пути назад».
Поэтому Таинство исповеди так важно. Исповедь меняет нашу жизнь и, как говорят многие богословы, делает бывшее не бывшим.
То есть, если я совершу грех и в нем покаюсь, этого греха фактически не существует.
Конечно, нужно понимать, что покаяние должно быть искренним, и исповедь не заключается в каком-то отчёте о тех гадостях, которые вы совершили. Если исповедь, если покаяние у нас проходит без изменения себя, без душевного раскаяния, без осознания своей вины и тем более без желания исправляться, то такая исповедь, по сути не происходит.
В каждом таинстве есть действительность и действенность.
- Действительность — это любое таинство, при котором человек приступает к нему добровольно с желанием, и его служит достойный священник, который законно рукоположенный. Таинство происходит.
- А вот действенность этого Таинства, то есть насколько оно действует на прихожанина, насколько оно меняет его жизнь, зависит именно от того человека, который это Таинство принимает, который к нему приходит.
В исповеди все то же самое. Формально таинство может совершаться, а вот внутренне бывает, что Господь эту исповедь не принимает, когда нет у человека покаяния, когда человек формально приступает, проговаривает свои грехи и ничего не чувствует при этом, когда человек не желает меняться.