Священнослужители считают гордыню одним из наиболее опасных и тяжких смертных грехов. Но разве гордыня может быть страшнее воровства, прелюбодеяния или даже убийства? В чём же заключается опасность гордыни?
Дело в том, что гордыня — это плодородная почва, из которой произрастают многие другие прегрешения, такие как алчность, завистливость или гневливость. Представим себе человека, мечтающего разбогатеть (то есть подчиняющегося алчности) — подобное стремление вызывается не просто желанием быть богатым, но стремлением иметь больше денег, чем у всех остальных.
Этот человек завидует тем, кто богаче его, и его раздражает тот факт, что кто-то живёт лучше, чем он. Его охватывает злоба, когда кто-то не признаёт его превосходства, а злоба эта, со временем, может остыть и превратиться в тягостное уныние. Именно поэтому Отцы Церкви говорят о гордыне, как о наиболее ужасном и тяжёлом грехе, от которого необходимо избавляться всем тем, кто желает Спастись.
Высказал своё мнение на этот счёт и протоиерей Андрей Ткачёв:
«…Гордыня — это корень всех остальных прегрешений и пороков. Однако не стоит путать такие понятия, как «гордыня» и «гордость» — мы можем гордиться своей страной или собственными детьми, когда они вырастают достойными и благочестивыми.
Но чем же именно подобное чувство отличается от гордыни, являющейся страшным злом?
Когда мы игнорируем собственные ошибки, когда отвергаем критику, когда завидуем другим людям и мучаемся, когда видим чужой успех, страдая не от того, что нам плохо, но от того, что другим радостно, тогда-то мы и поддаёмся гордыне.
И в своих гипертрофированных и искажённых мечтах мы в подобную минуту, думая о себе, любимых, готовы даже с Небесным Отцом поспорить. Нам ведь кажется, что все помрут, а мы одни останемся…
И, к сожалению, каждый из нас в той или иной степени болен гордыней. Ведь это — та самая отрава, которую змей-искуситель влил в уши Евы, обманув её. Кроме того, давайте вспомним о том, почему сатана был изгнан из Царствия Небесного? Потому, что он желал занять место Господа, свергнуть Его с престола…
Бывший Светлый Ангел стал подобен змею, ползающему среди праха своих прежних надежд и чаяний. Он сгубил самого себя, и в Царствие Небесное он вернуться уже никогда не сможет. А потому он и подселяет в наши головы горделивые мечтания, желая нам подобной участи.
Люди, со спокойствием и смиренностью относящиеся к себе и к миру, будут возвышены Небесным Отцом. А Люцифер, зная об этом, старается нас унизить и сбить с праведного пути. Он жаждет сеять страдания, желая нам тех же мучений, которые испытывает он сам. И, надо сказать, обольщает он нас с большим мастерством.
Представьте себе человека, отказавшегося от пагубных привычек и начавшего посещать Храм. Казалось бы, что в этом плохого? Однако человек этот начинает осуждать тех, кто живёт не так, как он. Желая стать ангелом, он превращается в беса.
Мы должны следить, прежде всего, за своей жизнью, но не оглядываться на ближних, думая, за что бы их осудить. Это очень хитрая опасность, подстерегающая всех тех, кто становится на путь истинный.
Для того, чтобы стать человеком по-настоящему праведным и любимым Господом и окружающими, мы должны учиться смиренности. Чем выше мы поднимаемся, тем больше нуждаемся в смиренности в мыслях и поступках.
Настоящим внутренним богатством обладают те, кто не помышляет о себе высоко. И это очень непростой труд. И, заметьте, труд этот незримый, как, собственно, и сама гордыня. Но ведь наша жизнь — это не лёгкая и приятная прогулка. Она испытывает нас, закаляет и заставляет меняться.
Все мы когда-нибудь постареем, и старость, деформирующая наши тела, усмиряет. Старея, мы теряем близких людей, чаще болеем и испытываем страх при мыслях о приближающейся погибели. Мы уже не можем трудиться и делать то, что делали раньше. Стариков жизнь делает более смиренными, так как Господь желает исцелить их от гордыни подобными трудностями.
Он хочет заставить их понять, что мир не крутится вокруг них. Совсем напротив — у нашего мира уже есть Бог, сотворивший его.
Смирение облегчает нашу жизнь, и каждый, кто ищет Спасения, должен учиться смиренности. Мы должны уметь видеть волю Божью в каждой мелочи, смиряя собственные чувства. Если мы не научимся смиренности сами, Господь начнёт нас ломать, испытывать, подвергать трудностям и перевоспитывать…
И не от того, что Он хочет, чтобы мы страдали, но от того, что он не желает для нас плачевной дьявольской участи. Он хочет видеть нас милосердными, сострадательными, радостными, простыми и истинно-верующими. А потому сама жизнь станет учить смирению гордецов и завистников.
Один мудрый писатель говорил так:
«…Представь, что тебе необходимо решить некую крупную проблему, вставшую на твоём пути. Задай себе простой вопрос: как ты её решишь? При помощи грубой силы или с помощью смиренной любви? И ответь себе так: я решу свою проблему смиренной любовью. Будь уверен — избрав этот путь, ты точно не проиграешь!».
Каждый из нас должен учиться смиренности. Но только никогда не приравнивайте смиренность к забитости или униженности. Смиренность — это добродетель, которой обладают люди, сильные духом, умеющие держать в узде собственные страсти. Умеющие стойко сносить боль и душить собственные амбиции, когда это необходимо. Такой человек всегда отличит действительно важное от второстепенного.
Святые Отцы называют смиренность высшей степенью развития духа. А потому мы должны уметь смиряться перед Господом и разрешать конфликты не при помощи наскоков и нахрапа, но миром.
Да и поражения не должны ввергать нас в уныние, ведь уныние — это раненая гордыня. Всегда помните о том, кто является Вашим главным врагом и пресекайте гордыню, боритесь с ней, не жалея сил. И враг этот приходит не откуда-то извне, но живёт в наших сердцах.
Вообще всё то, что отравляет наш дух, всегда кроется в самой глубине — это наши захороненные страсти, порождаемые гордыней. Воюйте с гордыней с упорством, добровольно и своими силами, помня о том, что в противном случае за борьбу с ней возьмётся Сам Небесный Отец».