Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня за Божественной литургией мы слышали удивительные слова из Священного Писания, из Евангелия от Матфея, из 23 главы с 23 по 28 стих. Казалось бы, все ясно, о чем пишет евангелист Матфей, приводя нам слова Господа Иисуса Христа.
Но, однако, если мы будем рассуждать и вразумляться Священным Писанием, чего мы на самом деле не делаем, если мы будем вразумляться и размышлять о словах Священного Писания, то придем к совершенно неожиданным открытиям о самих себе, о тайне нашей души, о тайне нашей жизни, о тайне нашего спасения.
Евангелист Матфей пишет, приводя слова Господа Иисуса Христа. Господь говорит:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру. Сие надлежало делать и того не оставлять. Вожди слепые, процеживающие комара и верблюда поглощающие.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерием и беззаконием».
Вот такие страшные слова мы слышим по отношению к фарисеям, книжникам и лицемерам. Можем ли мы считать себя таковыми? Конечно нет, скажем мы, потому что мы хотим быть добропорядочными христианами и, наверное, ими являемся.
На самом деле Священное Писание написано лично ко мне, а не к кому-то другому, как я думаю. Если я смотрю в Библию, то я смотрю в зеркало, которое четко дает мне мое отражение. Не надо думать, что я должен кого-то чему-то научить, потому что указывая пальцем на человека, я вдруг вижу, что три пальца показывают на меня.
Кто такие лицемеры, книжники, фарисеи? Это очень сложное и страшное состояние человека. О них написано, что они исполняют закон практически в точности. Мы даже этого не делаем.
Но что такое исполнять закон? Нам кажется, что если мы будем исполнять закон, то все будет нормально в нашей жизни, и мы будем настоящими христианами. Однажды я спросил своих друзей, они у меня профессора богословия, я иногда шучу, и задал им вопрос: «Куда попадет человек, если он исполнит все заповеди Божии»?
Но они немножечко надулись и сказали: «Да, конечно, если он исполнит все заповеди, он попадет в рай, в Царствие Небесное». Я им сказал:«Нет». И как-то засмеялся. Они сказали: «Ну куда, куда»?
Я сказал, что если человек исполнит все заповеди, он попадет в заповедник.
Вот это, может быть, такой юмористический ответ на попытку исполнить нам заповеди Божие.
Что такое заповеди Божие? Что такое закон Божий?
Это наши нормы, это наше естественное состояние, которым мы не должны кичиться. Фарисеи с точностью исполняли закон, отдавали десятину не то что там с доходов, а даже с мяты, с мельчайших каких-то зёрен, думая, что этим они формируют свою благочестивую жизнь.
Есть такая проблема с Запада и Востока. Запад предлагает человеку условия для жизни, но жизни не дает. Восток говорит: «Вот жизнь, а условия они всегда есть для этой жизни».
Поэтому исполнение закона — это есть условия для нашей жизни. Мы же часто в своей жизни занимаемся только созданием условий для этой жизни.
Представьте себе, если человек будет кичиться тем, что он очень аккуратный в своей жизни, он ест ножом и вилкой, у него всегда чистый фартук у него всегда в квартире чисто, он очень аккуратно разговаривает с людьми. Простите, он очень аккуратно ходит в туалет, не мимо туалета. Если он будет кичиться, то это будет позор его благочестию.
Святой Марк Египетский говорит следующие слова, что тщательное исполнение заповеди Божьей обнаруживает человеку его слабости, его болезнь. Вот над чем надо работать.
Тщательное исполнение заповедей Божьих — это есть начало нашей внутренней работы, настоящая работа над собой. Что они делают, фарисеи и лицемеры? Они останавливаются на этом этапе. Мы часто даже до этого этапа не доходим.
Поэтому Господь говорит, что горе книжникам и фарисеям, что отцеживая комара, поглощающие верблюда, они оставили все: суд, милость, веру, всю внутреннюю суть жизни. А тот, кто потерял жизнь, он мертв. Он представляет собой гробы окрашенные. Они сверху красивы, потому что исполняют закон, а внутри полны костей и хищения.
Вот за это гнали Иисуса, за это Его распяли, потому что Он говорил саму суть, что жизни нет в лицемерах, фарисеях и книжниках. Поэтому будем помнить о том, что закон Божий — это руководство к действию, что это необходимые условия для того, чтобы мы начали работу над собой. И тогда действительно мы почувствуем эту жизнь в себе, которая есть Господь Иисус Христос.