Что такое грех? Для того чтобы понять это, следует посмотреть, как этот термин звучит на греческом языке. Звучит он очень интересно: «hamartia». И переводится он как промах мимо цели, непопадание или что-то в этом роде. Чтобы понять, в чем вообще корень греха и почему грех существует, нужно понять некоторые основы богословия.
Дело в том, что, согласно православному учению, весь мир — он, во-первых, создан Богом ради человека. Человек создан ради счастья.
Счастье — это быть с Богом.
Когда человек находится с Богом, когда он причастен к Богу, когда он сам по своей доброй воле рядом с Богом находится, в этом заключается настоящая гармония, настоящее счастье, настоящее благо.
И, соответственно, весь мир, даже сейчас, после грехопадения первых людей, мир, который вроде как абсолютно несовершенный какой-то, когда в мире происходит разные, злые вещи чаще всего через людей, но бывают и стихийные бедствия, что-то еще…
Даже такой мир, наша жизнь, она вся пронизана Божественной благодатью, потому что Божественная благодать — это та сила Божия, которая не дает этому миру распасться на части.
И, соответственно, когда человек совершает что-то противное Богу, противное этой благодати, противное своему собственному устройству (потому что человек создан по образу Божьему и должен достигнуть подобия Божьего), когда он совершает что-то такое, он промахивается мимо цели.
Человек задуман так, что без Бога ему тяжело, ему становится плохо.
Есть некие законы, не только природные, которые мы изучаем в школе или в университете, но и законы богословия, законы духовной жизни.
Так вот, когда человек хочет жить без Бога, когда он хочет достичь счастья, блага без Бога, он обречен на поражение. И вот этот промах мимо цели — это действие, которое не соответствует человеческой природе и называется грехом.
Грех — это не только и не столько преступление, хотя и это тоже, потому что у нас есть с вами заповеди, новозаветные прежде всего, заповеди ветхозаветные, есть законы духовные.
А Христос говорил совершенно четко в Евангелии, что
«тот, кто любит Меня, тот мои заповеди соблюдает».
Ну и, соответственно, мы можем сказать и наоборот: если мы не соблюдаем заповеди Христа, значит, мы Бога не любим. И, собственно говоря, так это и происходит.
Когда человек совершает грех — любой, даже самый маленький, у него на душе появляется какая-то ржавчина, копоть, что-то такое, что душе мешает нормально функционировать.
Скажем так. Бывает так, что у человека все внешне хорошо, а внутри у него какая-то проблема, и он не понимает, как с этим справиться. Он не понимает, что с этим делать.
Когда человек приходит вот с такой проблемой в церковь, то, конечно, сразу же его необходимо отправлять на исповедь, потому что это первое и самое главное лекарство.
Если говорить о грехах, то понятно, что грех — это проявление нашей извращенной природы. Соответственно, чтобы с этим грехом нам хотя бы как-то справляться, с любым грехом, мы должны понимать, что грех — это не норма.
Когда человек поймет, что воровать, блудить, убивать, завидовать, гордиться — это не норма, тогда начинается его путь к исправлению. До тех пор, пока человек считает, что живет так, как все, никакое исправление невозможно.
Вот если человек это осознает, он, собственно говоря, на исповедь и идет.
Поэтому с грехом необходимо бороться!
Как это делать? Церковь дает по каждому греху исчерпывающий ответ, видя творения святых отцов, видя проповеди, видя наставления духовников. Поэтому для каждого человека возможна борьба и со своими грехами, и со своими страстями.
Главное здесь — желание и инициатива.