Вопрос:

«По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит. Соответственно, и церковь не запрещает, но рекомендует. А вот, к примеру, государство, в отличие от духовной власти, как раз и вводит в жизнь запреты при помощи своих законов. Насколько верно мое мнение?».

Здравствуйте дорогие, с вами протоиерей Константин Пархоменко. Отвечаю на ваши вопросы.

Итак, мнение в том, что Иисус Христос ничего не запрещает, но настоятельно советует, поэтому и церковь, она не может ничего запрещать, а только рекомендовать.

Насколько верно это с точки зрения Евангелия?

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-2

Знаете, скажем так, Христос к вере никого не принуждает. Помните, много раз сказано, что по неверию их не совершил чудо. Или иной раз Христос спрашивает людей, например, помните, слепец вопиет:

«Иисус, сын Давидов, помилуй меня».

А Христос говорит:

«Что ты хочешь?».

То есть хочешь ты пожертвования или хочешь ты исцеления?

Христос всегда уважает свободный выбор человека. Когда однажды в каком-то городе прогнали Христа и апостолов, помните, апостолы говорили:

«Учитель, давай помолимся, чтобы огонь с небес сошел и наказал этих наглецов, которые нас прогнали».

Христос говорит:

«Не знаете, какого вы духа».

Христос никого к вере за шиворот не тащит, никого не принуждает веровать. В этом отношении Христос дает каждому человеку свободу выбора. Это по учению Святых Отцов называется «самовластье» или абсолютная свобода выбора.

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-3

Когда у нас говорят, что элемент образа и подобия Божия, свобода человеческой души, свобода человека. Многие думают, что свобода – это выбирать между несколькими сортами колбасы в супермаркете. Нет, дорогие.

Свобода, то, что понимает под этим христианство. Свобода с большой буквы – это возможность выбора между Богом и дьяволом, между добром и злом. Это самая важная экзистенциальная сущность – свобода человека.

Так вот, Господь никого насильно не принуждает сделать этот выбор. Как Господь действует в отношении любого человека в мире? Господь творит какие-то добрые дела, Господь какие-то чудеса творит в жизни этого человека, какие-то знаки ему дает, знаки своей любви, знаки своей поддержки, знаки своего присутствия расточает в этом мире.

Человек слышит проповедь, которая с телеэкрана к нему обращена, он, может быть, читает какие-то публикации, посвященные церкви, взгляд его случайно падает. Он видит баннеры с Рождеством Христовым, он видит на храмах вывески «Христос воскресе! Всех поздравляем с праздником Святой Пасхи».

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-4

То есть постоянно через какие-то знаки, через какие-то визуальные какие-то свидетельства, а также через чудеса, которые в его жизни происходят, Бог стучится в душу человека. Но не вламывается, не взламывает дверь.

Помните, как в Новом Завете сказано:

«Се, стою и стучу в двери. И кто отворит мне, к тому войду, и буду с тем вечерять»,

то есть ужинать. Господь стоит и стучится у двери нашего сердца. Если мы свое сердце откроем, Господь войдет.

Итак, первый пункт, который мы должны накрепко усвоить, что Господь никого к вере не принуждает. Повторяю, за шиворот не тащит.

Но если человек назвал себя верующим, если человек вошел в число, если он принял таинство крещения как таинство христианского посвящения, то есть он себя назвал христианином, это очень ответственное решение. Это более ответственное решение, чем даже вступление в какую-то партию.

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-5

Мы знаем, что, если даже человек вступает в какую-то партию, он обязан придерживаться каких-то законов, существующих в этой партии. А это более жесткое. Я бы сказал так: это поступление в ряды вооруженных сил Божьих. Мы говорим, что любой христианин – это воин божий.

Так вот, если ты записался в число воинов Божьих, воинов Христовых, в таком случае будь добр выполнять приказания своего генерала, Господа, Верховного главнокомандующего и его офицерского состава, священнослужителей, пастырей церкви, которые доносят учения церкви до нас, рядовых верующих.

Поэтому, для того чтобы привести к вере, Господь использует разные средства, но, естественно, никогда не принуждает никакого человека. Но если человек уже входит в веру, называет себя христианином, так сказать, подписывается на то, что он христианин, он уже должен соблюдать те законы, те каноны, те предписания, которые существуют в церкви.

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-6

Если, например, воин поступает в армию и не соблюдает приказов, то он будет наказан. В воинстве Христовом все гуманнее, все гораздо гуманнее. Христианина никто не накажет и не убьет, как, к сожалению, в средние века происходило, когда человек становился еретиком, его даже могли сжечь на костре.

Вообще в церкви по учению Христова все гораздо гуманнее. Церковь просто от тебя откажется. Вот как, например, это называется «анафема». Некоторые думают, что анафема переводится как проклятие: анафема – это проклятие. Нет, дорогие. Анафема – это просто отлучение.

То есть человек по рождению, например, по воспитанию своему был христианином. Затем он не стал слушаться приказов Верховного главнокомандующего и офицерского состава, то есть священнослужителей. Он игнорировал указания церкви, которыми церковь вела по путям духовной жизни.

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-7

Человек сказал:

«Мне это не нужно, я буду жить как хочу».

Наоборот, стал, например, ругать учение церкви.

В таком случае церковь от такого человека отказывается. Вот как, например, с Львом Толстым произошло. Он принадлежал по происхождению, по рождению к церкви, а потом он от церкви отказался своими публикациями, своими выступлениями. Церковь от него отказалась, его анафематствовали.

Но придать отлучению – это не значит проклясть человека, обречь его на вечные муки. Господь разберется, может быть, даже он и помилует, примет в свои объятия какого-нибудь искренне заблуждающегося, анафематствованного человека. Другое дело, что своими отлучениями Церковь свидетельствует, что человек не имеет ничего общего с ней, Церковью. Если человек покается, попросит прощения, церковь его примет.

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-8

То есть несмотря на то, что мы все воины Христовы и принимаем таинства церковного посвящения, таинство крещения, таинство своего рода инициации, когда мы входим в церковь, тем не менее, к тем, кто все-таки отказывается жить по законам церкви, церковь применяет такую дисциплинарную меру, как отлучает человека от церкви.

А те, кто находится в границах, в рамках церкви, должны жить по законам церкви. Скажем, я служу священником, ко мне, например, приходит пара, которая не планировала ребенка. И вот беременность наступила.

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-9

И люди приходят и говорят:

«Батюшка, для нас эта беременность очень неожиданная. Более того, рушатся все наши планы. Мы хотели, например, попутешествовать, весь мир увидеть».

Или

«мы хотели поехать там временно поработать за границу»,

ну или что-то другое.

«И вот у нас вдруг такая внеплановая беременность. Есть ли какие-то варианты, может быть, можно как-то избавиться от ребенка? Ну, например, аборт совершить. Есть ли какие-то варианты в этом отношении?».

Что я могу? Могу ли я просто советовать этим людям?

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-10

Сказать:

«Знаете, дам вам хороший совет – не делайте этого».

Люди скажут:

«Ну вот, батюшка дал совет, но все-таки жизнь жёстче, поэтому этого доброго и мудрого совета мы не послушаемся».

Нет, конечно, так нельзя строить отношения между Церковью и христианами.

Если ты себя считаешь христианином, ты обязан придерживаться каких-то основных утверждений и принципов церкви. Поэтому я не советую, я даже не прошу, а я свидетельствую, если хотите, я приказываю, я говорю:

«Дорогие мои, если вы себя называете христианами, если для вас это имя – быть христианином – важно, тогда вы не должны ни при каких условиях ставить так вопрос: можно ли отказаться от ребенка. Вы должны принять ребенка как дар Божий».

Люди говорят:

«А если мы все-таки сделаем аборт?».

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-11

Я им отвечаю:

«В таком случае вы себя выносите за рамки церкви, вы будете отлучены от церкви. Я вас отлучу от церкви. На какое-то время, да, более или менее длительное, всё смотря на этих людей».

И человек уже задумывается над тем, идти, жить ему с Господом и назвать себя христианином или попытаться жить без Бога, пойти альтернативным путем, путем безбожным.

Поэтому Христос никого насильно к вере не привлекает, но если ты пришел к вере, если ты назвался воином Христовым, а вот эта терминология, воин Христов, это, можно сказать, такая очень популярная терминология, в устах самого Христа, в устах апостолов.

Апостол Павел все время говорит «наша брань», то есть наша война, помните:

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-12

Или, например, Христос, вы помните, говорит, что Царство Божие силой берется. Здесь Христос употребляет термин «Царство Божие подобно крепости штурмуется и захватывается». Мы воины Христовы, которые штурмуем это Царство, чтобы пойти в него. То есть этот термин «воинство Христово» очень популярный был, и Христос своих учеников воспринимал как своих воинов, и всех своих последователей.

Христос к ним обращается не с советом, и даже не с рекомендацией, а с призывом, отказаться от которого невозможно, если ты ученик Христов:

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-13

Полное послушание, как в армии, как на войне.

Вот, дорогие, если в двух словах. Итак, Сергей говорит:

«По моему глубокому убеждению Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует».

Запрещает, но жестко не запрещает людям, которые ко Христу не имеют никакого отношения. Он их предупреждает, что их пренебрежение истины, например, евреев предупреждает, что ваше пренебрежение истиной будет вам дорого стоить. То есть Христос предупреждает, но не запрещает.

Но когда уже человек становится учеником Христовым, Христос уже запрещает, и может очень жестко говорить со своими учениками. Там сказано, помните, «и запретил им» — несколько раз мы встречаем такую фразу.

Вопрос:  «По моему глубокому убеждению, Иисус Христос никогда ничего не запрещает, но настоятельно советует. Христос за шиворот никого к вере не тащит.-14

Соответственно, и церковь не запрещает, но рекомендует.

Для внешних, то есть для людей, не принадлежащих церкви, мы действительно ничего не запрещаем, а предупреждаем, как и Христос, а для людей, назвавшихся воинами Христовыми, вошедших в церковь, назвавшихся членами церкви, конечно, церковь не просто рекомендует, а предписывает, если хотите, в каком-то смысле даже приказывает соблюдать заповеди Божии. С Богом!

Текст основан на видео с канала протоиерея Константина Пархоменко