Рассказывает протоиерей Евгений Соколов:
Иоанн Кронштадтский — это загадочная личность. Как он сумел достичь такой всенародной любви?
Православные болгары, грузины и сербы говорят о нем:
«Как же вам повезло».
Как он сумел добиться этого? Давайте вспомним, как давалась ему учеба. Это был двоечник, рыдающий по ночам, плачущий, молящий Бога и говорящий о том, что родители тратят деньги зря.
И вот однажды после вечерней молитвы Господь очищает его разум, как у Сергия Радонежского. Он воспринимает это как дар Божий, как благодать Божию, как особое о нем попечение.
Он с золотой медалью заканчивает и семинарию, и академию и мечтает ехать на Алеуты и проповедовать. А Господь готовит ему совсем другой крест: Кронштадт — место ссылки босяков, развратников и бандитов.
Он едет проповедовать среди них, проповедует долго, 14 лет. Об этом никто не знает. Он не кичится, не кричит, не печатается. Он молча каждый день ходит к этим босякам и проповедует там праведную жизнь, праведные заповеди.
Почему же они его слушают?
Когда-то я служил в зоне строгого режима. Это были люди, которые сидели долгие сроки за страшные преступления. Я приходил к ним каждое воскресенье, читал проповеди. И у меня ничего не получалось. Между мной и ими была пропасть, недоверие. И никак его сократить не удавалось.
Шли месяцы, прошло около года. Все оставалось по-прежнему. Меня внимательно слушали, ничего не говорили. Я чувствовал это ледяное отстранение от меня.
Когда я поехал к одному почтенному старцу, спросил:
«Батюшка, в чем дело? Я ведь стараюсь, я все делаю».
Он подумал и сказал:
«Ты их боишься?»
Я ответил:
«Наверное».
Всякое бывает. У них могут быть различные опасные заболевания.
Он сказал мне:
«Ты боишься и не строишь из себя любящего пастыря. Они все это чувствуют. Ты их боишься, значит, ты их не любишь. Нельзя бояться того, кого любишь. А любящему доверяют. Тогда не строй из себя духовника, будь простым наемником, священником, который приходит, отчитывает все, что положено.
Или пытайся отстраниться и относиться к ним, как к образу и подобию Божию, как Иоанн Кронштадтский, учиться отделять грех от человека. Человек и грех должны быть разделены.»
Мне пришлось очень много поработать над собой, чтобы преодолеть этот страх.
Да, это отвратителен тот грех, какой я сделал. Образ и подобие Божие, который Господь призвал на землю для выполнения Своей воли, вот этот образ и подобие нужно выделить и стараться развить. Это было очень трудная, тяжелая, непростая работа. Но что-то удалось.
Потом меня перевели в университет, и здесь было все по-другому. Для этих жестоких, примитивных, малообразованных заключенных проповедь была простой и ясной. Они ее воспринимали, как это ни странно. Многие стали обращаться. Здесь все было по-другому. Совсем недавно, несколько дней назад мне позвонили.
Я спросил:
«Кто это?»
Он сказал:
«Батюшка, вы наверное меня не помните. Я причащался у вас 18 лет назад в зоне. Вы пришли и сказали после полугода: «Кто хочет причащаться, тот может прийти завтра на исповедь». Между нами прошел слух о том, что если сходить на исповедь, то послезавтра начальство будет знать обо всем, о чем мы говорили. Действительно, пришло всего два человека. И среди них был я. Я долго думал. Да сколько можно? Чего же я боюсь? Обо мне все и так знают. После той исповеди я освободился по условно-досрочному освобождению, которое в общем-то не практиковалось в нашей зоне. Сейчас я живу семейной жизнью, у меня двое детей. Случайно, совершенно случайно узнал ваш телефон от знакомых и звоню со словами благодарности».
А теперь обратимся к Иоанну Кронштадтскому. Для меня благодарность этого человека много стоит. Значит, не зря все-таки прошли те дни. А у Иоанна Кронштадтского проходили десятки тысяч людей. И все исповедовались и причащались, все получали то или иное кормление.
Вопрос:
как он добился такого умения любить человека, падшего человека?
Он отвечал:
«Я жил в церкви».
Не было ни одного послушания, которое бы он не выполнял. Он мыл полы, топил печки, колол дрова, подметал, убирал, протирал и каждый день служил Литургию. Он служил пламенно, горя верой и любовью к Богу. А потом, напитавший любовью, нес ее к людям.
Мы знаем, сколько людей он спас. Он спас Россию от революции 1905 года, когда в одиночку, по существу, как духовник черной сотни, собрав патриотов России, он разгромил всех демократов. Конечно если бы в 1917 году он был жив, я совершенно уверен, что бы никак не дал допустить то, что произошло. Какую силу он имел! Какую любовь!
Да, веру надо развить. Ибо все страсти, расколы, все совершенно греховные ситуации, которые присутствуют сейчас в нашей жизни, не должны поколебать нашу веру.
Еще раз: вера должна быть непоколебима.
Да, что-то не так, что-то плохо, неправильно, но Господь сказал:
«Когда приду второй раз на землю, найдет ли сын человеческий веру на земле?»
Мы должны помнить эти слова. Как часто мы слышим, как плохо сейчас, но мы же предупреждены. Перед нами огромный пример человека, который 14 лет в безвестности не искал ни славы, ни материальной выгоды, ничего не искал. Он так умел любить. И вот этот человек — наш покровитель и духовный защитник, наш пастырь, который молится за нас.
Давайте сравним две личности: Иоанна Кронштадтского и Михаила Ломоносова. Это были выдающиеся люди, но Ломоносов уехал из Архангельска и ни разу в него больше не вернулся. Иоанн Кронштадтский каждый год приезжал в свою родную землю. А тогда не было ни поездов, ни самолетов. А он был уже старым человеком, но преодолевал несколько месяцев пути, чтобы прийти и позаботиться о своей малой и большой родине.
Сколько храмов он построил! Сколько народу он спас! Сколько человек он привел к вере!
Так хочется сегодня сказать в его память: «Моли Бога о нас грешных. Аминь».