Христианские богословы часто говорят об искуплении и спасении. Оба термина используются применительно к смерти Господа Иисуса Христа на кресте. Эта смерть, согласно христианскому вероучению, имела искупительный смысл и принесла людям спасение. Что кроется за двумя терминами, малопонятными для современного человека? Попробуем разобраться.
Факт первый. Искупление = выкуп
Термин «искупление» буквально означает «выкуп». Применительно к Иисусу Христу он означает, что Христос принес кому-то выкуп за человечество.
Кому?
По одной из теорий, своей смертью Христос выкупил человечество у дьявола. В IV веке было предложено следующее понимание искупления:
Человек в результате грехопадения оказался в рабстве у дьявола. Чтобы искупить его, необходимо было заплатить дьяволу выкуп.
В качестве выкупа предложен был человек Иисус Христос. Дьявол принял его в обмен на человечество. Однако под «приманкой» человеческой природы Христа скрывался «крючок» Божества, который дьявол проглотил, но не сумел удержать. Так Бог обманул дьявола.
Это толкование, красочное и остроумное, в свое время было призвано облегчить понимание тайны искупления, но современному человеку оно вряд ли поможет осознать суть этой тайны.
Факт второй. Теория о жертве дьяволу
Были богословы, которые возражали:
«Кто такой дьявол, чтобы требовать столь высокую цену за искупление человечества? Искупительная жертва Христа, — говорили они, — была принесена Богу Отцу».
В средние века на Латинском Западе развилась теория, согласно которой крестная жертва Сына Божия была вызвана необходимостью удовлетворения правосудия Бога Отца. Суть теории заключалась в следующем:
люди настолько прогневали Бога своими грехами, их долг перед Богом был настолько велик, что никакими своими добродетелями и заслугами они не смогли бы расплатиться с Ним. Чтобы удовлетворить правосудие Бога, угасить Его гнев против человечества, нужна была жертва, и ее принес Сын Божий.
Факт третий. Решение Собора о жертве
Были и такие богословы, которые говорили: «Искупительная жертва Христа принесена всей Святой Троице».
Константинопольский Собор 1157 года принял решение, что
«Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе с Отцом и Духом. Богочеловек слова принес спасительную жертву Отцу, самому себе, как Богу, и Духу».
Это решение стало реакцией на латинскую трактовку искупления.
Факт четвертый. Причина жертвы у древнецерковных авторов
Многие древнецерковные авторы вообще избегали говорить о «выкупе» в буквальном смысле. Отцы Восточной церкви говорили о том, что Христос принес Себя в жертву, но не потому, что Бог нуждался в этой жертве, а потому, что мы в ней нуждались. Святой Григорий Богослов писал:
«Нам, чтобы ожить, необходим был Бог, воплотившийся и умерщвленный».
Именно нам, а не Богу Отцу, нужна была крестная жертва Сына Божия. Для спасения нам нужен был именно такой Бог, а не какой-то иной: Бог, распятый на кресте.
Факт пятый. Смерть Христа — следствие любви
Крестная смерть Сына Божия была следствием любви Бога к людям.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (ин. 3: 16).
Эти слова из Евангелия от Иоанна говорят об искуплении как проявлении любви Божьей к человеку: не гнев Бога Отца, а Его любовь является причиной крестной жертвы Сына Божия.
Факт шестой. О термине «спасение»
Спасение — важнейший термин христианского богословия.
Боговоплощение, согласно символу веры, произошло «ради нашего спасения». Для этой же цели Сын Божий жил на земле, совершал чудеса, наставлял людей, пострадал, умер на кресте и воскрес из мертвых.
«Сын Божий совершил наше спасение Своим учением, Своей жизнью, Своей смертью и Своим воскресением», — говорит святитель Филарет Московский.
Факт седьмой. Для спасения человека нужен Спаситель
Человек не может спастись своими силами. Это один из основных постулатов христианского богословия.
Чтобы спастись и достичь соединения с Богом, нужен Спаситель. Таким Спасителем для всего человеческого рода стал Иисус Христос, пострадавший и умерший за людей.
Его Божественная благодать спасает тех, кто уверовал в Него и живет по Его заповедям.
Факт восьмой. Спасутся не все
Христос пострадал и умер за всех людей. Но спасение становится достоянием только тех, кто уверовал во Христа и кто принял крещение во имя Его. Посылая учеников на проповедь, Иисус сказал им:
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать и креститься, осужден будет»(мк. 16: 16).
Без веры и крещения спасение невозможно.
Факт девятый. Спасение — дело добровольное
Бог не спасает человека без участия самого человека.
Спасение — не насильственное действие Бога, навязываемое человеку. Спасение есть дар и предполагает добровольное принятие этого дара.
Спасение уже даровано людям, потому что Христос излил Свою кровь за их спасение. Но для каждого конкретного человека спасение — это цель, которая должна быть достигнута. Бог ожидает содействия человека в деле его спасения. Это содействие осуществляется, в том числе, через добрые дела.
«Как тело без духа мертво, так вера без дел мертва», — говорит апостол Иаков (иак. 2: 26).
Совершая добрые дела, мы сотрудничаем с Богом в деле нашего спасения, а уклоняясь от добрых дел или совершая злые дела, мы препятствуем Ему нас спасать.
Факт десятый. Церковь помогает спасению
Спасение человека происходит через Церковь. Святой Киприан Карфагенский говорит:
«Тот не может иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева».
Церковь — это тот Ноев ковчег, в котором все уверовавшие во Христа, искупленные Его драгоценной кровью, движутся по пути ко спасению.
Понравилась статья, и хотите ее обсудить с другими? Напишите комментарий и подпишитесь на канал, и получайте несколько полезных и интересных материалов в день!