Среди таинств, которые мы принимаем в Церкви, есть одно Таинство, и это Таинство исповеди, которое не всем до конца понятно, даже тем, кто много лет его практикует и ходит в храм. Многие недооценивают важность этого Таинства.
Дело в том, что Таинство исповеди или покаяния – это своего рода, как раньше его называли, второе крещение. Ведь мы с вами помним, что именно в крещении человек впервые освобождается от грехов.
И от первородного греха, который передается нам от Адама и Евы, и от своих личных грехов, если человек крестится в сознательном возрасте.
Для чего это?
Для того, чтобы ничто не довлело над человеком. Его бремя греховное как бы смывается. И прихожанин как бы с чистого листа начинает свою жизнь во Христе, в Церкви.
Но, к сожалению, привычка грешить остается. И никто из людей не смог после крещения сохранить эту безгрешность, которую получил, пройдя это Таинство.
А что делать с теми грехами, которые появились у нас уже после крещения?
А грехов, к сожалению, действительно много, потому что привычка грешить очень глубоко укоренилась в человеческой природе.
Когда-то, как призывал апостол, христиане открыто перед своими собратьями исповедовали собственные грехи. В Таинстве мы получаем благодатные дары Святого Духа, нам дается возможность бороться с грехами.
И еще нужно помнить, что сам человек, если он только своими собственными силами, силой воли попытается избавиться от какого-то греха, вряд ли это сумеет сделать. А вот с помощью Божьей это возможно.
Поэтому в Таинстве покаяния человек не только исповедует свои грехи, но также призывается благодать Святого Духа в молитвах, чтобы уврачевать и дать этому прихожанину силу, для того чтобы с этим грехом бороться.
Так, как сейчас совершается исповедь, она проводилась не всегда. Изначально грехом, который требовал совершения подобного Таинства, было отречение от Христа во время гонений.
Были даже споры о том, как принимать таких людей, нужно ли их вообще принимать обратно в Церковь, если они отреклись, испугавшись смерти и мучений. Потом Церковь приняла решение, что это возможно, но через Таинство покаяния.
Потом это Таинство стало применяться и для других грехов, но для серьезных, смертных, которые требовали своего рода возвращения человека в церковное общение, потому что за эти самые серьезные грехи его обычно отлучали. Еще позже исповедь стала применяться ко всем грехам, которые совершал человек, если он каялся и просил помощи, благодати от Бога.
Важно помнить, что это Таинство, подобное второму крещению. И его нельзя полностью соединять, сращивать с Таинством причастия, что, к сожалению, сегодня часто происходит. Таинство покаяния превращается таким образом в некий пропуск к причастию. Ведь перед причастием обязательно нужно исповедоваться.
В Таинстве причастия тоже прощаются грехи, как и в другом любом таинстве. Но именно в Таинстве покаяния призывается благодать Святого Духа для того, чтобы оказать помощь кающемуся грешнику в исцелении.
Поэтому исповедоваться, каяться можно не только, когда вы готовитесь к причастию, но и тогда, когда этого требует душа, и даже необходимо. Совершили что-то такое, что очень тяжело легло на душу камнем? Обязательно нужно идти и каяться, — не ждать очередного поста, или того, когда вы соберетесь причащаться.
Текст сделан на основе видео: