Вопрос:
«Что делать православному человеку в состоянии депрессии? Я устал от жизни, я ничего не хочу, я выгорел».
Ответ батюшки:
Если мы обратимся к святоотеческому православному преданию, то подобное состояние называется в православной аскетике словом «уныние».
«Уныл во мне дух мой», – говорит псалмопевец Давид.
Здесь речь идет не о клинической депрессии, которую действительно нужно лечить просто таблетками. Если вы действительно находитесь достаточно долгое время не просто в том состоянии, о котором мы говорим: «Вчера было пасмурно, поэтому я находился в депрессивном состоянии, а сегодня солнышко есть, и поэтому у меня более-менее хорошее настроение», если уже достаточно долго все вокруг черно, нет никакого выхода из вашей жизни, у вас возникают суицидальные мысли, то, конечно, в этом состоянии необходимо обращаться к врачу, по крайней мере, чтобы исключить реальную психиатрию.
Если речь не идет о психиатрии, а речь идет о вашем духовном состоянии, которое в святоотеческом предании называется словом «уныние», то для того, чтобы выйти из этого состояния, вам необходимо реально заняться вашей духовной жизнью.
О чем идет речь в первую очередь?
Я обращаюсь к православным христианам, которые готовы услышать именно святоотеческие высказывания по этому поводу.
Первое средство борьбы с унынием – это молитва.
Как бы это ни звучало очевидно, признаком уныния является то, что вам на молитве плохо. Вы торопитесь поскорее вычитать положенные молитвенные правила, вам не стоится в храме, вроде бы и силы есть, и желание, но хочется попозже прийти и пораньше выйти.
А как только вы вышли или до того, как вы вошли, у вас вроде бы было все нормально, был смысл жизни, а в храме не стоится, не сидится. И пять минут вечером заставить себя встать на молитву совершенно невозможно. А уж если встал, то торопливо оттарабанил, чтобы скорее кончилось.
Если у вас наблюдается такое отношение к храму и молитве, то это первый признак того, что вы находитесь в унынии, что дух ваш уныл. Поэтому необходимо его возбнуть.
Что это значит и что с этим можно сделать с точки зрения молитвы?
Необходимо начать молиться не торопясь. Нарочито медленно читать молитвы, если вы читаете их по молитвослову. Если вы чувствуете, что и это не помогает, то попробуйте хотя бы на какое-то время перестать читать молитвослов, а обратиться к Богу своими словами.
Иногда это вызывает взрыв эмоций и непонимания в некоторых православных людях, которые привыкли молиться по молитвослову.
Они говорят:
«Неужели так можно было?».
Не только можно, но и нужно.
Вы должны, как советует митрополит Антоний Сурожский, встав перед Богом, найти в этом мире себя, опознать себя, дальше вы должны понять, вообразить, но только не в виде какого-то чувственного образа, ощутить, что есть Бог, где Он, как Он, кто Он. Никаких образов или изображений, или там чувственных восприятий не нужно.
Дальше надо к Нему обратиться, сказать:
«Господи, вот он я, стою перед Тобой. Дух мой уныл, я не могу ни молиться, меня ничего в этой жизни не радует».
Попробуйте поговорить с Богом о ваших проблемах. Первое, что необходимо, — это наладить настоящую молитву. Потому что молитва по определению святых отцов – это возношение ума и сердца к Богу. Ваш ум и сердце должны возноситься к Богу. Это одно из лучших средств в борьбе с унынием.
Второе. Очень важно, чтобы вы перестали роптать и осуждать. Как только человек встает на путь ропота и осуждения, он уже в двух шагах от уныния или от депрессии, как сказали бы современные специалисты.
Почему это происходит?
Как говорил покойный наместник Новоспасского монастыря, владыка Алексий Фролов, каждый православный человек должен четко определить границы собственного рая, который ему заповедано возделывать. Вы должны понять, что в этой жизни зависит от вас, что, собственно, вы должны сделать, в чем ваша ответственность в этой жизни.
Не думать о том, что кошка бросила котят и это Путин виноват. Или патриарх делает что-то не то, или третья жена второго брата опять развелась и, значит, у вас вся проблема в том, какая же она стерва или, наоборот, какая она молодец. Не надо думать о том, что не зависит от вас. Не надо осуждать людей, даже если они конкретно в чем-то виноваты.
Не нужно роптать на жизнь:
«Да что же такое? Как же Бог все это терпит?».
Совершенно это не ваше дело.
Вам нужно четко понять, где дело ваше и им заниматься. В применении к монашеской аскетике, святые отцы писали, конечно, для монахов, мы это лишь обращаем к нам в мирскую жизнь, они описывали это так, что, если твоя обязанность сейчас сидеть в келье и молиться, не нужно думать о том, что надо пойти и делать дела милосердия. А если твоя обязанность делать дела милосердия, ты работаешь вратарем (вратарь – это тот, кто на воротах сидит и странников принимает), то не нужно думать о том, как на кухне ужин вкусный приготовить.
Для монаха это так – у тебя есть послушание, ты о нем и думай, им и заботься. Ум свой на другие вещи не рассеивай, как бы важны они ни были с глобальной точки зрения. Твоя задача – твое послушание.
Что касается нас мирян, у нас послушаний как бы нет, у нас нет игумена, который дал нам какое-то конкретное послушание. Но так или иначе мы от Бога это послушание получили. Это может быть наша работа, наша семья, наши дети, наши супруги, наши родители.
Если подвести итог, то нужно жить здесь и сейчас, делать и думать о том, что зависит от тебя. Большинство людей, впавших в уныние, большинство священнослужителей, которые говорят о выгорании, так или иначе попадались на эту удочку. Они начинали размышлять о том, что не зависит от них. Например, о каких-то проблемах церковной жизни или о проблемах нашего государства или еще о чем-то, что от них не зависит.
Помните, как на воротах было написано «Пионер, ты в ответе за все». Если у вас есть такое состояние, что вы ощущаете себя ответственным вообще за все, тогда надо искренне по-настоящему за это все молиться, а не осуждать и не роптать.
Есть еще много других правил и способов, которые помогут избавиться от уныния, но вот эти два основных – настоящая, нормальная, неспешная молитва и отсутствие ропота и осуждения помогут вам побороть уныние или депрессию.
Текст основан на видео с канала «В Православии»