Сегодня мы с вами поговорим на тему, для меня не совсем простую, и не могу сказать, что до конца понятную. Но все равно на нее пообщаемся. Тем более, что когда-то я обещал вам рассказать о подвиге юродства. Что это такое и как его понимать.
Если говорить в общих чертах, то юродивый – это человек, который добровольно избирает путь сокрытия своих способностей, притворяется лишенным разума и добродетелей, при этом обличая мир в отсутствии этих самых добродетелей.
Мы можем сказать, что подвиг юродивого имеет очень яркую социальную направленность, и под видом мнимого безумия он обличает мир в его грехах, пытаясь таким образом наставить его на путь исправления.
Довольно сложно сказать, когда появился этот тип аскезы, но, если задуматься, то ведь и само христианство в первые века своего существования тоже воспринималось внешним миром как некое безумие.
Помните, как еще апостолу Павлу, умнейшему человеку своего времени, его обвинители говорили:
«Павел, ты безумствуешь».
Тот же самый апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам говорит такие слова:
«Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие».
Говорят, что довольно сильно это аскетическое движение в древние века было развито в Сирии. Юродивый часто делает то, что нормальный христианин делать вроде бы и не должен: ест мясо в пост, кидается камнями в иконы, как Василий Блаженный, он нарушает нормы принятого поведения, но этими действиями выявляет отклонение общества людей от тех норм, которые он вроде бы нарушает.
И скрывая свои добродетели, юродивый не просто дает кому-то духовный совет, как это делали другие святые, а провоцирует человека на действия, способные вскрыть его тайные пороки.
Известен случай, когда Василий Блаженный опрокинул лоток с калачами на рынке, за что его сначала избили рассерженные торговцы, а потом через некоторое время тот же торговец, чьи калачи были рассыпаны, признался в том, что он подмешивал в муку мел, и именно на это святой и указывал.
К сожалению, в нашей жизни отличить настоящего юродивого от сумасшедшего почти невозможно. Лишь читая о святых прошлого, подвиг которых уже подтвержден церковью, мы убеждаемся в том, что они были не сумасшедшими, а именно юродивыми Христа ради.
Помните, как родственники Ксении Петербургской, когда поняли, что она стала раздавать свое имущество, добились того, чтобы военно-медицинская комиссия проверила ее на предмет умалишенности. И она вынесла вердикт – Ксения абсолютно здорова.
Вы знаете, что этот тип святости был весьма сильно распространен в Древней Руси, юродивых там почитали, но при этом в ней было и очень много разных шарлатанов, мошенников и просто откровенных лодырей, пытавшихся жить и кормиться за счет других. Это так называемое кликушество, когда человек именно притворяется юродивым.
И тут, конечно, нужно сказать, что церковь не только на Руси, а вообще еще в древности боролась с таким проявлением ложной святости. И вот одно из правил Трулльского собора 692 года запрещает такое притворное юродство.
В нем говорится, что всячески следует наказывать тех, кто притворяется бесноватым и нарочно подражает ему в испорченности нравов. Пусть они будут подвергнуты тем же строгостям и тяготам, как если бы бесновались по-настоящему.
Такие персонажи есть и сейчас, и нужно быть осторожней в общении с подобными людьми, а лучше и вовсе удаляться от них подальше.
Текст основан на видео с канала Бориса Гущина