Вопрос:
«Все мысли только о том, как и где бы заработать. Как бороться с грехом сребролюбия, если он вызван бедностью?»
Отвечает протоиерей Михаил Потокин:
Действительно, мы понимаем, что для человека бедность является испытанием, впрочем, как и богатство. Разные испытания: бедность испытывает терпение, богатство испытывает смирение человека, когда он тщеславится, начинает гордиться своим положением, состоянием.
Но что касается бедности, я бы не стал приравнивать её к обязательному поиску средств и греху сребролюбия.
Сребролюбие и поиск средств – это разные состояния души.
Человек, который ищет, как заработать и прокормить себя, может при этом не любить богатства, не прилагать к нему сердце. Жизнь вынуждает его искать средства пропитания.
Сребролюбие в самом корне имеет любовь к богатству, к материальному. И в этом смысле мы понимаем: одно дело – хотеть приобрести необходимое для жизни, другое – когда это желание приобретения становится привязанностью, зависимостью. Мы зависим не от финансового состояния, а именно от желаний.
Бедность – серьёзное испытание.
Эта тема поднималась много раз, и, к сожалению, сейчас есть нуждающиеся люди. Но и человек, который нуждается, тоже должен иметь некую меру.
Вспоминаю случай из своего детства. Я родился ещё в Советском Союзе. Тогда особенно тема бедности не поднималась – считалось, что социализм избавил всех от бедности, сделал всех обеспеченными в равной степени. Но бедные всё-таки были.
Иногда мы ездили с отцом – он на работу, я в школу. Выходя из дома, встречали женщину, которая приходила просить – видимо, не имела достаточно средств. Отец всегда давал ей рубль (по тем временам нормальные деньги), и она сразу уходила. Отец комментировал:
— Наверное, этого достаточно.
Можно просить у Бога, искать поддержки у людей, но вопрос в том, будет ли нам достаточно, если нам подадут столько, сколько необходимо для пропитания, поддержания здоровья, нормальной одежды и удовлетворительного жилища – это вопрос меры.
Если мера есть и соблюдается, тогда действительно можно искать заработок и способы себя обеспечить.
Но если мы почувствуем, что меры нет, и если сегодня нам дали одно, то завтра нужно два, а через месяц три, и так далее – тогда нужно вспомнить сказку Пушкина про рыбака и рыбку.
Получается, что душа наша несытая, ведёт себя как старуха из сказки, которая никогда не насыщается. Вот что сребролюбие делает с душой. Поэтому важно, можем ли мы остановиться и сказать:
«Вот столько, сколько нам нужно для жизни, больше ничего не надо» – и поблагодарить Бога и тех, кто помог.
Или остановиться нельзя?
Если остановиться нельзя – это уже не бедность, а действительно страсть сребролюбия. С ней нужно бороться, её нужно исповедовать.
Да, бедность есть испытание, но сребролюбие – это желание чрезмерного обогащения, чрезмерного приобретения.
Если мы понимаем меру и больше неё не хотим зарабатывать и искать, то тогда, я думаю, найдём и пропитание, и всё остальное, и не подпадём под страсть сребролюбия. Сребролюбие возникает там, где кончается мера в нашей жизни.
Меру можно понять следующим образом: нужно иногда делать ревизию своих материальных средств. Один знакомый мне советовал: если год не пользовался какой-то вещью – значит, надо её отдать.
Мера говорит о том, что приобретённое нам необходимо, и мы этим пользуемся. Если чем-то не пользуемся – значит, меру нарушили, от этого нужно избавиться и стараться больше не обретать чрезмерно.
То же самое в еде – если чувствуем себя плохо, наверное, нарушили меру. Во всём есть некая мера. В вещах эту меру просто понять – сделайте такой обзор раз в год того, что у вас дома находится, и поймёте, что лежащее год без нужды приобретено зря. Вы этим не пользуетесь. Здесь мы нарушили меру под воздействием разных факторов, в основном сейчас это реклама.
Мы говорим, что у нас общество потребления. Нам очень тяжело удержаться в рамках, необходимых для человека. Но, к сожалению, это не оправдывает греха любостяжания, сребролюбия.
Эта страсть, поселяясь в душе, заставляет нас больше и больше потреблять, при этом всё остаётся ненужным, невостребованным.
Это действительно беда, поглощающая много ресурсов – и человеческих, и материальных. Поэтому понимание чувства меры можно проверить самому раз в год, посмотрев, что у нас дома лежит.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру.