Эта тема постоянно присутствует или даже сквозит в нашем не особо воцерковленном обществе и выражается в самых разнообразных и даже причудливых формах и видах.
Уж сколько суеверий в служении священника ни встречается — самых разных! Иногда думаешь: «А не записывать ли?» Народ действительно на выдумку хитер и талантлив. Явление это неискоренимо и существовало всегда.
Само слово это говорит за себя:
суеверие — суетная — пустая, неполноценная вера, связанная с самообманом.
Это путь ложной религиозности, подмены смыслов.
Так устроен человек, что, чем чем меньше в нем веры истинной, глубокой, осмысленной, тем чаще он выдумывает себе веру удобную, примитивную или же слушает таких же, как он сам.
Все, что связано с рождением, умиранием, беременностью, окружено приметами, предостережениями, заповедями, запретами.
Раньше можно было слушать всезнающих бабушек, готовых рассказать самых невероятных околоцерковных сказок и преданий о том, как надо и как ни в коем случае нельзя. Теперь же даже в Интернете можно наблюдать сотни таких роликов и статей — что можно и что нельзя делать на праздники, выходя замуж и т.д.
Бывают такие советы, что голова идет кругом. И народ читает такое и, более того, верит. А вот Евангелие не очень читают — оно же к нашей совести обращено, побуждает смиряться, терпеть, прощать, молиться, работать над собой. И это ведь реальный труд, непрестанное возделывание себя, труд, которого совершать так не хочется! Мы же ленивы!
Суеверия же все упрощают. Там посыпьте, там поплюйте, там пошепчите, и будет счастье! И деньги будут, и жених богатый, и каяться не надо. Да, это действительно просто, но это и не путь к счастью. Лень и гордость не дают людям встать на путь богопознания, обожения, которые ведь и являются смыслом вообще человеческой жизни.
Для этого мы-то и пришли в мир, и жизнь нам для этого и дана, чтобы мы непрестанно шли по этому пути к Отцу Небесному. Меняли себя, молились, участвовали в богослужении и Таинствах, несли ответственность и прикладывали для этого определенные усилия.
Вот тогда, пожалуй, мы будем иметь даже какое-то моральное право просить у Бога помощи, здоровья, сил. А иначе, для чего нам давать это самое здоровье, скажите? Чтобы мы больше грешили и только приумножали себе наказание?
Нет, конечно. Такого здоровья Господь нам не даст, потому что это может оказаться для нас совсем не полезным. Об этом тоже стоит подумать.
И вообще, в жизни стоит думать, прислушиваться к священноначалию, не спешить спорить, все критиковать и опровергать.
Знаете, такая болезнь довольно часто случается у молодых семинаристов, которые первый год проучатся, начитаются, потом думают, что они все уже поняли и считают, что все в церкви нужно реформировать и переделать.
Спорят, отстаивают свою позицию, с кем-то даже ссорятся. А потом проходит время — месяцы, годы, они взрослеют, приобретают опыт и понимают, что, если в угоду каждому желающему и неокрепшему в вере человеку менять древние традиции, выстраданные, переданные нам богоносными отцами и подвижниками, то ничего хорошего из этого не получится.
И речь не о баснях околоцерковных, а о святоотеческом вероучении и подлинно христианских традициях.