Злословие, злоречие, часто обиды особенно часто случаются в коллективах или в семье, когда туда приходит новый человек. Когда начальство кого-то сменяет: ушел старый начальник, пришел новый, ушел старый сотрудник, пришел другой. Он понимает жизнь по-другому, начинает по-другому, как говорят, новая метла мести, и начинаются распри, осуждение того, кто пришел, поскольку уж привыкли к тому, кто был прежде него.
Возможно ли в этом случае, например, если вы сами пришли, новый человек, и вас все начинают вокруг осуждать, наладить общение? Есть слова, которые мы цитируем «не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Относятся ли они к этому обстоятельству напрямую, и как нам действовать, как нам поступать с обеих сторон?
В этом смысле мы видим, главное, что случается, это осуждение. Осуждение с любой стороны. Когда ты пришел сам в новый коллектив и не хочешь принимать и понимать тех людей, с которыми ты живешь. Но в то же время и коллектив, и многие члены его, которые не хотят принимать или понимать нового человека, начальника или сотрудника своего. Здесь возникает осуждение.
Осуждение – это следствие гордости, страсти, которая очень сильна в человеке и которая нам с вами мешает видеть жизнь, как она есть, в том числе и себя видеть, как я есть. Поэтому человека в страстном состоянии ни в чем убедить нельзя. Он уже предубежден против тебя и не хочет слышать никого, кроме своего мнения.
В этом смысле какие-то беседы или увещевания, или рассуждения с таким человеком, наверное, не стоит вести до тех пор, пока у него не пройдет этот пыл, пока он не перестанет постоянно осуждать, находиться в постоянной обиде. А эта брань внутренняя, невидимая, то есть человек и дома, и на работе, и спит, и ест, всё думает о том, кто ему, кажется, навредил, и кто, как ему кажется, худо поступает.
Поэтому пока человек в таком состоянии, его убедить нельзя. Ему нужно в первую очередь самому прийти к исполнению заповеди Божией, о том, чтобы не осуждать и не судить никого. Когда он от осуждения своего покается, тогда он может кого-то услышать, тогда он может понять волю Божию о себе.
Когда мы с вами что-то выбираем не сами, а за нас выбрали, значит, нашего участия, воли нашей в этом нет, а значит, это воля того, кто, так сказать, управляет. То, что не зависит от нас, на самом деле легче. Не потому, что это бывает легче перенести, а потому, что духовно это значит, что это не есть наша ошибка, это не есть наш выбор, это не есть то, за что мы с вами должны пострадать потом или нести ответ. Мы не отвечаем за это.
Но мы отвечаем за себя и за свое христианское отношение. Понять о том, что я христианин, можно по отношению к людям. Вспомним слова святого апостола Иоанна Богослова, который говорит, что если ты человека не научился любить, то ты Бога тем более любить не можешь.
Поэтому, когда нам встречается кто-то неприязненный, неприятный нам, который внушает нам какие-то худые чувства, это обращение не к нему, а к нам с вами. Господь через него нам указывает на то, что нам поправить в себе положено. Также, если мы пришли с вами в коллектив, который нас не принимает, отвергает, ругает и так далее, нужно потерпеть.
Потому что, к сожалению, первая реакция бывает именно страстная, гордость ущемлена у человека. Он-то думал, что вот так надо, а поступили по-другому. Он-то думал, того назначить надо, а назначили иного. Нужно потерпеть какое-то время тем, кто так думает, и тем, кто попал в эту ситуацию, снисходя к немощи человеческой.
Но все-таки, мне кажется, что построение диалога, пускай даже малого – это есть, собственно говоря, начало нашей христианской жизни. Если мы не начнем строить диалог, если мы откажемся сразу и навсегда от него, значит, мы отказались от собственной веры, потому что тогда бесполезно нам и Евангелие читать.
Если мы, понимая немощь свою, каемся и говорим, что трудно нам, неприязнь в нас сильна, но в то же время мы хотим преодолеть ее, Господь нам будет помогать преодолеть неприязнь друг к другу. Так он апостолам говорит, что невозможно у людей, возможно у Бога. Важно верить в то, что можно выстроить отношения, а не просто, пренебрегая Евангелием, говорить о том, что мне досаждают, и я поэтому не хочу общаться.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру
Читайте еще: