Обычно, когда мы читаем Священное Писание, мы видим там заповеди, притчи или рассказ о чудесах Христа, но в основном это слова «вот так поступай, так не поступай».

А в удивительных главах из Евангелия от Иоанна, начиная с 13 и заканчивая 17, Христос делает нас, вслед за своими учениками, апостолами, свидетелями Его разговора с Отцом Небесным, и говорит нам о том, что бы он хотел от нас, не приказывая, не заповедуя это, а в любви к нам, надеясь, что мы тоже его любим, делится с нами своими ожиданиями и говорит, как этих ожиданий достичь.

«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа»

На самом деле эти великие слова имеют прямое отношение к нашей духовной жизни. Может быть даже самое главное к тому, что должно быть в нашей духовной жизни, и самое главное – к молитве.

Христос свидетельствует о том, что человек идет к смерти. В послании к Римлянам апостола Павла глава 6 заканчивается такими словами:

-2

Или по-славянски еще красивее, по-моему, точнее даже «оброк греха смерти». Мы грешим и платим оброк своей смертью. А вечная жизнь – это дар во Христе Иисусе.

Так вот как эту вечную жизнь получить?

Оказывается, надо знать Отца, зная Сына, посланного Им в мир, Иисуса Христа.

Иногда полезно почитать священное Писание очень медленно, произнося слово за словом, вдумываясь в каждое слово. Тогда текст, который ты уже близко знаешь, вдруг оживает и начинает звучать совершенно по-другому.

Я, например, очень много знаю о своем дедушке, погибшем на фронте человеке, который получил 23 февраля 1942 года осколок в висок и умер, истекший кровью. Я много знаю о ком-то еще, о тех людях, которых я никогда не встречал, я не знаю их лично.

Когда мы знаем о ком-то, или человек становится для нас дорог, для нас очень важны мемуары людей, которые с ним сталкивались. Мы читаем воспоминания, допустим, о Пастернаке, и этот человек для нас оживает значительно ярче, чем когда мы просто читаем его стихи. Потом мы начинаем читать его письма.

Один раз у меня был такой эпизод, я начал читать письма Пастернака, очень об этом пожалел. Все равно никогда с Борисом Пастернаком я не сяду пить чай. Во-первых, я ему, скорее всего, даже при жизни был бы неинтересен интеллектуально. А во-вторых, он уже у Господа. Тело его уже лежит в земле, а душа его у Господа. И мне с ним не встретиться. А поговорить с человеком, который его знал, мне бы очень хотелось.

Например, я много лет ездил причащать, соборовать, исповедовать Александра Ревича, известного поэта, переводчика, который близко знал Арсения Тарковского, дружил с ним очень. И он такие вещи о нем рассказывал, которые нигде не написаны. Тем не менее, Арсения Тарковского я не знал лично.

Давайте это перенесем на Господа Иисуса Христа. Мы о Нем знаем. Мы читаем Священное Писание, мы веруем в то, что читаем, мы имеем радость от этого чтения, мы читаем свидетельства людей, которые были близки к Нему во время Его земного служения, мы много читаем святых отцов, которые хорошо знали Иисуса Христа, но знаем ли мы его лично? И что значит знать Бог лично?

В священном Писании, особенно в Псалмах Давида, об этом говорится очень много. Приведу такой пример. Обычный молитвослов. Мы готовимся ко Святому Причастию. «Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля». Надеюсь, что это мы. Мы ищем Господа, и мы ищем и лицо Бога Иаковля.

Что такое искать лицо?

Если вы начнете искать это в Священном Писании, особенно в Псалмах, вы увидите, как часто повторяется «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене», «Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю», «Во свете твоем узрим свет». Это перешло и в молитвы.

-3

О чем речь? Что такое лицо?

Лицо – это как раз та самая личная встреча, в которой происходит узнавание.

Давид называет это так. Христос называет это «знать Его, как посланного Отцом». И в этом та самая вечная жизнь, которую Он нам пришел подарить, Он для этого пришел.

В 18 главе об этом сказано: «И Я даю им жизнь вечную». Это происходит тогда, когда человек узнает лично Иисуса Христа. Как мне сейчас узнать лично Иисуса Христа, кроме молитвы? Никак.

Молитва и есть возвращение в род тех, кто ищет лица Бога Иаковля. Это поиск личной встречи с Ним, чтобы Господь пришел и поговорил со мной, чтобы моя душа от этого отогрелась, обрадовалась и узнала Его лично.

-4

Почему мы так любим творения святых отцов?

Потому что это люди, которые, живя через много-много лет, веков, тысячелетий после Вознесения Господа Иисуса Христа, после окончания Его земного служения, они знали Его лично.

Недавно, в воскресный день, была память святого великомученика Прокопия, которому Христос явился лично и даже преподал ему крещение, когда тот был в темнице.

И происходит это таинственным образом – в ответ на молитвенный труд человека. Человек становится на молитву, он берет в руки молитвослов, берет в руки Псалтирь, берет в руки четки, начинает молиться, может быть, своими словами.

В этой молитве он простирается верой вперед и пока Бога не чувствует, душа не знает Бога. Но медленно-медленно, в ответ на этот труд, тогда, когда этот труд произведет определенные изменения в душе, сердце, сознании, уме человека, Господь выходит на эту встречу и начинает общаться с человеком лично.

Тогда человек уже ни на что это променять не готов.

Я рассматриваю притчи Христа под разными углами, под разными точками зрения. И хочу с вами поделиться притчей о зерне горчичном, которое меньше всех семян, а когда вырастает, становится большим деревом, так что птицы небесные укрываются в ветвях его.

Это образ ангелов, которые утешаются вхождением человека в Царство Небесное.

Я подумал, что это можно сказать как раз о молитве. Когда ты начинаешь учиться молитве, для тебя это просто послушание. Я пришел в церковь, они все молятся, наверное, в этом что-то есть.

Я открыл молитвослов, начинаю читать совершенно непонятные мне слова, пытаться войти в опыт людей, до которого мне дотягиваться еще десятилетиями. Говорить может быть более простой молитвы. Но я пытаюсь разговаривать с Богом.

И это такая маленькая обязанность, которую почему-то несут все православные. Это маленькая семечка, которая лежит в углу этой большой-большой картины моего мира, в котором появился Христос. Но постепенно, если я тружусь, если я это семечко поливаю, это труд и есть такой полив этого семени, потом оно фактически заполняет вообще всю картину мира.

Потом человек не готов ничего совершать без молитвы. Все, что совершается без молитвы или вопреки молитвы, или отнимает у него молитву, становится для него тяжелым и несущественным, и не очень важным. А молиться он пытается вообще всегда.

Я расскажу случай из моей семинарской практики. Когда-то в 90-х годах у нас был урок по посланиям апостола Павла, по Священному Писанию Нового Завета. Эти уроки у нас вёл прекрасный московский священник, невероятно глубокий преподаватель, отец Александр Шаргунов, настоятель храма Николая в Пыжах.

И в этот раз он не смог приехать. У него что-то случилось, он человек достаточно болезненный. И был вызван тогда игумен, или уже архимандрит, Исайя Белов, насельник Троице-Сергиевой Лавры. Он в прошлом преподавал, в это время он уже не преподавал.

-5

Вот он вошёл в наш класс, я сижу за первой партой в правом ряду. Я помню эту золотую осень. Из окна академического корпуса видны голубые купола со звездами Успенского собора, колышутся ветром золотые кроны лип. Мы спели «Царю небесный», отец Исайя сел на стол за кафедру и спросил:

«Братья, какой урок? Какая тема?». Он не был готов.

Мы говорим:

«Такое-то послание апостола Павла».

Не открывая послание, он смотрит направо в окно в течение минуты и начинает проводить по этому посланию удивительный, интереснейший урок, очень глубокий, с мыслями святых отцов, с раскрытием глубины слов апостола Павла, так что мы просто открыли рты.

Повторюсь, человек не готовился. Как знаете, бывает, что иногда экскурсовод произносит текст, и ты понимаешь, что он вообще может думать о чём-то другом в это время.

Удивительно то, что ум этого лаврского монаха в это время действительно думал о другом. Я сидел в первом ряду, и я видел его на кафедре чуть-чуть сбоку. Я увидел, что его левая рука перебирает чётки.

То есть человек проводил урок, повторюсь, незаученный, он занимался педагогическим творчеством на ходу, почёрпывая из своего знания Священного Писания очень важные для нас тогда слова, при этом ум его продолжал творить молитву. Это когда уже это дерево молитвы разрослось, так сказать, во весь экран человеческой души.

А нам надо понять следующее, что бывает, что человек, который ходит в церковь, живет церковной жизнью и причащается регулярно, он никак для себя не начнет вот этого молитвенного труда как великой радости. Он никак это не поймет, он несет это как послушание. Иногда бывает даже горько слышать.

В нашем храме есть прихожанин, который говорит:

«Батюшка, вы же знаете, что я не умею молиться, и Бог это знает, у меня не получается, но я хотя бы могу принести ему в жертву это время».

И он вычитывает полные утренние и вечерние правила больше 30 лет уже. Но я уверен, что рано или поздно за этот труд Господь через эту пелену прорвется, потому что этот труд вознаграждается ответом Божьим.

Как в книге Судей есть такие слова: «Господь дает молитву молящемуся». То есть, когда человек трудится, повторюсь, когда он поливает это семечко, в молитве Господь рано или поздно, когда душа будет готова, придет к такому человеку, и человек узнает Иисуса Христа лично. Он встретится с ним лицом к лицу.

О чем и говорит пророк Давид. Он искал это лицо, и он нашел лицо Божие, в Нем он обретает вечную жизнь. Вечная жизнь в каком-то смысле, мы об этом мало что знаем, но это есть славословие и молитвенное общение с Богом.

Это, наверное, самая главная составляющая вечной жизни. Именно это является источником нескончаемой радости, которую никто у нас, по слову Христа отнять не может.

Каждый раз, когда мы приходим в храм, когда мы встаем на молитву дома, надо себя проверять: я просто тарабаню текст, или я сейчас готовлюсь встать и встретиться с Христом. Если сегодня я с Ним не встретился ни за одной молитвой ни разу, может быть, вообще день прожил зря. Я сегодня не причастился вечной жизни. Я сегодня не узнал Христа.

Страшно то, что это узнавание можно потерять. Есть тысячи примеров, как благочестивые, добрые, знающие Христа христиане отходят, теряют с Ним связь. Чаще всего это, конечно, связано с какими-то тяжкими грехами и со ступором в молитве.

Иуда – это первый из апостолов, тот, кто знал Христа, любил Его, ему было даровано творить чудеса от имени Христа, он перестал Его понимать, перестал Его знать, он Его предал. И таких людей много есть: бывшие священники, бывшие монахи, бывшие верующие, которые ходили в храм 15 лет, а потом говорят, что ничего не было.

Хотя я говорю:

«Вспомни, вспомни, как ты радовался, как светились твои глаза, вспомни. этот вкус общения с Господом» — «Нет, нет, это мне всё показалось».

Это говорит о том, что, если ты узнал Иисуса Христа в молитве, это не значит, что с тобой останется это навсегда. Это значит, что над этим надо каждый день трудиться. Я бы даже дерзнул сказать, что мы род, ищущих лице Бога Иаковля каждый день.

Я для себя так это формулирую. Я сегодня должен встать и встретиться с Господом.

Текст основан на видео с канала «Протоиерей Федор Бородин»