Вопрос от Татьяны из Воронежа:
«Здравствуйте, отец Константин. Подскажите, пожалуйста, как помочь знакомой девушке обрести истинную веру? Говорит, что она не крещена, хотя у меня есть в этом сомнения. Сейчас она посещает языческую славянскую общину.
Слышать о церкви не хочет. Пытались привести ее в храм, договорились со священником, чтобы он помог, но не получилось уговорить ее даже под предлогом экскурсии. Но чувствую, что она ко мне тянется, хочет общаться.
Рассказала о том, что была одержима, и ей помогли в ее секте. Я пыталась объяснить, что нужно обратиться к Богу, но она и слышать ничего не хочет. Очень хочется ей помочь. Спаси Вас, Господи».
Дорогая Танечка, ну что я вам хочу сказать. Хочет общаться, видите, хочет общаться с вами. Это замечательно, что она хочет общаться.
Вы та единственная, может быть, ниточка, которая ее с Богом и с возможностью покаяния и изменения жизни соединяет. Поэтому вы, конечно, в её жизни должны оставаться.
И даже если вам тяжело с ней общаться, если нет общих каких-то точек соприкосновения, общих тем для бесед, возьмите на себя такое послушание, скажем так, всё равно с ней иногда пересекаться, общаться, встречаться, может быть, в каких-то светских мероприятиях участвовать, пересекаться.
Но необходимо, чтобы вы были все-таки рядом, как носитель христианской традиции, пусть к которой у нее пока отторжение, но, знаете, это все бывает временно. Временное отторжение.
Я замечал, что если у человека такая вот агрессия, неприятие церкви, то это временное явление – год, два, три максимум. Потом человек как-то спокойнее начинает к этому относиться.
Такой фанатизм богоборческий проходит. Мудрее что ли человек становится, или как-то немножко человек, попавший в какую-то там секту, немножко трезвеет что ли.
Перестает все так воспринимать в черно-белых тонах. Что церковь – это черная, а его секта – это белая. Все как-то сереет, наверное. Но не знаю. Во всяком случае с этой девушкой общаться.
Теперь нужно ли ее тащить в церковь?
Не нужно. Исключите любые разговоры о Боге, никогда не навязывайте ей ничего. Знаете, как кормить человека, который не хочет, насильно впихивать, разжимать ему рот, что-то пытаться вставить – не надо.
Когда хочет человек есть, когда открывает рот, нужно положить, тогда он это усвоит, переварит. Если ваша подруга вас спрашивает о чем-то, конечно, здесь нужно отвечать. Но обязательно, если она захочет перевести это в плоскость такого ернического, такого насмешливого разговора, нужно сказать:
«Нет, в таком формате я не хочу говорить о вере. Для меня это святое и дорогое».
Только на серьезном уровне чем-то поделиться. Но только, когда сама попросит. Сами не нужно. Вы сделали все, что могли. Вы договорились со священником – она не захотела, не пришла. Значит, внутренне не готова.
Итак, первый момент: общаться с ней, конечно, безусловно, как-то ее поддерживать.
Второе: не навязывать ей веру, не пихать в рот человеку, который не хочет есть Божий хлеб. Помните, Христос говорит:
«Не мечите бисер перед свиньями. Не мечите бисер, и не давайте святыни псам».
И, конечно, последний момент – молиться. Может быть, даже молитву нужно на первое место поставить. А мы на последнее поставили. Молиться о том, чтобы Господь ее вразумил и привел к вере.
Я знаю массу невероятных случаев, когда люди, совершенно потерявшиеся, на которых все махнули рукой, они совершенно каялись, приходили к Богу и потом изменялись в своей жизни, становились хорошими очень людьми.
Поэтому надо молиться. Не недооценивать роль молитвы. Молитва – это великая сила.
Какие там божественные механизмы действуют, как Бог капля за каплей точит эту душу, мы не знаем. Естественно, молитесь в храме за нее.
Раз она сейчас отошла от церкви, в любом случае, и богоборствует, я не думаю, что нужно подавать записки. Здесь, кстати, священники разделяются. Они говорят, что за таких заблуждающихся даже в первую очередь нужно записочки подавать на проскомидию, на литургию. Но я считаю, что, если человек не хочет, оставим, не будем на проскомидию, потому что причастие…
Ведь что такое участие человека в проскомидии? Когда за него вынимается частичка, эта частичка в чашу потом опускается, омывается кровью Христовой.
Человек как бы причащается. А тут человек не хочет причащаться, а мы его за шиворот будем причащать помимо его воли. Заочно причащать, да? Разве это вариант? Нет.
Я считаю, что, если человек не хочет, не надо. Но молиться на молебне, просить других людей молиться, самой молиться, конечно, нужно. А поминание на литургии божественной пока оставим.
Не хочет человек – за шиворот его не будем к святыне тащить, так скажем, заочно, пользуясь тем, что он не знает этого, да, не будем этого делать.
Помощи вам, Божьей дорогая! Танечка, с Богом!
Текст основан на видео с канала Константина Пархоменко