В 2020 году протоиерей Дмитрий Смирнов, ныне покойный, обсуждая проблему гражданского брака, сравнил женщин, состоящих в таких отношениях, с бесплатными барышнями неотягощенного поведения. СМИ разнесли эту весть, и Союз женщин России высказался об этом заявлении как о глупом оскорблении.
А теперь представьте, что мы говорим о математических понятиях. Так вот, это были условия теоремы, которые нам даны. А гипотеза будет следующая: по форме высказывание может быть осудительным, как у отца Дмитрия, но по сути, это не осуждение. И другое: может быть, по форме мы определяем высказывание как некое рассуждение, как у Союза женщин России, но по факту, это осуждение.
Итак, мы обращаемся к Евангелию от Матфея 7 главе:
«Не судите да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
И вот здесь мы, казалось бы, поймали отца Дмитрия Смирнова, но не тут то было! Чуть-чуть ниже в Евангелии от Матфея читаем слова Самого Спасителя:
То есть практически вслед за утверждением, а не осуждением, следует принимать, что Христос некоторых людей называл по сути псами и свиньями. Не противоречит ли этот стих заповеди о любви к ближнему? Да и вообще, «не осуждай!» А тут, ну, казалось бы, с презрением относиться к людям! Ведь в Ветхом Завете свинья и пес — нечистые животные, и уж точно не те, кто разбирается в святыне.
Дело в том, что псы, а речь идет о бродячих псах, агрессивно относились и к тем, кто дает им пищу, и к тем, кто не дает им пищу. Они лаяли на всех. А свиньи даже брошенный жемчуг могли воспринять за зерно, и, понюхав, с безразличием отойти. И в этом смысле мы усматриваем две линии поведения.
Одна — агрессивная реакция на святыню, а другая — безразличная. Вот два типа людей, которые считаются недостойными, чтобы дать им святыню. Под святыней понимается учение Христово.
Так об этом пишет святитель Иоанн Златоуст:
Святитель Иоанн Златоуст и говорит, что нужно, не с презрением «не говорите», а именно из-за любви к ним, чтобы они не попали под большее осуждение. Вот что важно знать и понимать.
И последнее. Вообще-то есть и другая заповедь. Не только про неосуждение, а есть про осуждение. Евангелие от Иоанна, седьмая глава:
«Не судите по наружности, но судите и судом праведным».
То есть, оказывается, есть правильный суд, которым мы можем судить. Так его описывает святитель Иоанн Златоуст:
«Но вы произносите суд, основываясь не на достоинстве лица, а на существе дела: это значит судить справедливо».
То есть критиковать, говорить о том, что дело соответствует Евангелию или нет, доброе оно или злое, мы можем. Разделять грех и грешников — вот что важно. Судопроизводство, уголовные дела, административные дела — все это мы можем рассматривать.
Какой же суд мы не можем совершать? Об этом нам подскажет текстологический анализ заповеди о неосуждении. Так, архимандрит Ианнуарий Ивлиев разбирает заповедь об осуждении:
«Обратим внимание на форму глаголов в двух первых стихах. Глаголы даются в страдательном залоге: «судимы» будете, вам будет «отмерено». Это — характерный для Нового Завета «страдательный, божественный». Действующее лицо здесь — Бог. Речь идет не просто о суде, а о Последнем суде Божьем, где «судимы» будут все, однако, не все будут «осуждены», но многие будут «оправданы»… Право на такой приговор принадлежит только Богу».
То есть осуждение — это конечный приговор, когда мы человеку, как бы забирая это суверенное право у Бога, ставя себя на Его место, делаем конечный приговор. С этим человеком все понятно, такой приговор исполнен злобой нелюбовью к ближнему. Все, конченный человек для нас, с ним все ясно, для него только вечное осуждение. Но так может решить только Бог.
А мы такого права не имеем. Пока человек жив, он способен к исправлениям.
Протоиерей Дмитрий Смирнов в своей критике об этом особенно говорит. Он обращает внимание на проблему. Он не говорит:
«Тетя Зина такая, да, и баба Маша такая».
Нет, он говорит в целом о явлении, что это неприемлемо в свете христианского учения. А некоторые женщины из Союза, когда говорят о том, что это глупое оскорбление с его стороны (насчет женщин в гражданском браке), то по сути, дают качественную оценку: что взять с этого человека, с ним все ясно, поэтому и обсуждать нечего. Глупое оскорбление от такого же и человека. И вот здесь вот мы видим зло, здесь мы видим истинное суждение.
Поэтому всегда Бог будет нас судить именно по мотиву нашего сердца. Чем оно исполнено: злобой или добром и пользой для ближнего.
Теорема доказана.