Женщина, находящаяся в декрете, посвящает всю свою жизнь уходу за малышом. В подобных обстоятельствах часто не удаётся полноценно выспаться или поесть, не говоря уже о соблюдении поста по всем правилам. Или же, когда человек болеет, он ограничен не только диетой, предписанной врачом и приёмом лекарств, но и телесной немощью. Как же, в таком случае, поститься? Да и нужно ли?

Преподобный Иоанн Карпафский утверждает, что пост не является самоцелью как таковой, но служит настоящим духовным орудием:

«…Множество раз меня спрашивали братья, мучавшиеся от телесных недугов и не имеющие возможности поститься: возможно ли без поста побороть нечистого и избавиться от страстей? В таком случае важно понимать, что не одно только воздержание в еде, но и искреннее, сердечное сокрушение помогает одержать победу над грешными помыслами и врагами, которые их насылают».

Обратите внимание: монахи не пытаются добиться послаблений, но переживают о том, что их духовная борьба не будет столь эффективна.
Обычно мы стремимся найти для себя наиболее простой путь, облегчить себе жизнь. Некоторые из нас и пост соблюдают только потому, что «так надо», а послаблений не ищут из страха — вдруг все их усилия в таком случае будут обесценены?

Аскетическое понимание поста сильно отличается от вышеупомянутого примера. Пост, в первую очередь — это возможность взять контроль над собственными желаниями и потребностями, научиться владеть собой и молиться, не отвлекаясь на земное и суетное.

Однако же подобный аскетичный подход не является обязательным для женщины, посвящающей всю себя новорождённому младенцу, или же находящейся на поздних сроках беременности.

Вот что говорит об этом протоиерей Александр Ильяшенко:

«…Зачем Вы поститесь? Если Вы — мать, ваша первостепенная задача — родить здорового малыша. Для этого необходимо сбалансированно питаться и поддерживать умиротворённое, радостное состояние, которое будет передаваться и Вашему ребёнку. Если же Вы чувствуете себя не очень хорошо, смело ешьте то, чего требует организм. Не мельчите, ломая голову над тем, что можно есть, а что — нельзя, не впадайте в ненужные крайности.»

Женщина, находящаяся в декрете, посвящает всю свою жизнь уходу за малышом.-2

Если Ваше сердце наполнено радостью и добротой — то подвиг Ваш правильный, но если же смотрите на Господа, как на счетовода, тщательно запоминающего всё, что Вы съели, то Вы ошибаетесь. При этом нам очень легко становится совсем расслабиться, позволив себе лишние послабления. Чтобы такого не произошло, нужно обладать самоконтролем, жить Церковной жизнью и, когда есть сомнения, говорить о них с батюшкой.

Нередко верующий человек во время поста не знает меры: подобная ревностность, по моему мнению, связана с утратой тех или иных традиций. Многие вопросы, связанные с темой поста, должен решать не столько батюшка, сколько семейные традиции. Люди, живущие в больших патриархальных семьях с детства знают, как постятся их родные — в том числе беременные или болящие.

Ограничения в период поста для беременных женщин должны быть разумными. К примеру, важно ограничивать себя от внешнего негатива — зачастую его источником является телевизор, где во многих передачах постоянно кого-то осуждают и перемывают друг другу кости. Помните о словах Апостола Павла:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите».

Если Вы пребываете в подобном состоянии, то Ваш пост Богоугоден. Если нет — значит, первостепенная задача поста остаётся невыполненной. Ограничивая себя, помните — Бог Вас за это наградит, для Него даже и одно намерение уже ценно».

У человека, поражённого серьёзной болезнью, тоже не возникает желания постоянно угощаться, например, сладостями. Священнослужители это понимают, а потому разрешают в подобных случаях делать послабления, в то же время рекомендуя усилить пост духа, не сосредотачиваясь на вопросе питания. Подобные послабления не идут вразрез с Церковным Уставом.

Женщина, находящаяся в декрете, посвящает всю свою жизнь уходу за малышом.-3

Внимательно следите за своим самочувствием — если Вы сомневаетесь, ощущаете слабость или недомогание, то перед началом поста обратитесь к врачу.

Он сможет помочь Вам разобраться и понять, как именно Вам лучше всего соблюдать пост, чтобы не навредить здоровью. Не начинайте следовать ограничениям в еде резко, без подготовки — зачастую спонтанная перемена питания может негативно сказаться на состоянии здоровья.

По мнению Старца Амвросия, нарушение поста из-за болезни — не грех. Здоровые же люди, напротив, только укрепляют здоровье, соблюдая пост:

«Такой человек и проживёт дольше, даже если и кажется на вид тощим и слабым. Воздержание и плоть помогает усмирить, и сил прибавляет, и мысли делает яснее, и Священные тексты помогает читать с большей охотой и более полным пониманием».

Преподобный Варсонофий также высказывался о пользе поста для здоровых людей:

«…Православие учит нас соблюдать пост с умеренностью, а такой пост не только не навредит, но и, напротив, будет очень полезен.

Многие квалифицированные врачи, даже далёкие от православия, говорят о том, что постоянно употреблять в пищу мясо вредно для здоровья: необходимо чередовать животные белки с растительными. Во многих крупных городах нашей страны открываются так называемые «вегетарианские столовые» — в меню подобного заведения не найдётся ни одного мясного блюда. Именно постоянное потребление мяса зачастую и приводит к развитию той или иной болезни».

Важно, чтобы не человек был для поста, но пост для человека. Некоторые, объедаясь картошкой и капустой, считают себя святыми постниками, однако период поста — это, прежде всего, толчок к переменам в жизни, возможность стать ещё ближе к Господу. Ограничения в еде напоминают нам об этом, но не являются главной целью поста.

Таким образом Небесный Отец как бы спрашивает нас:

«А готовы ли Вы отказаться от излишеств в питании, обсуждения и осуждения окружающих и запойного просмотра телевизора? Готовы ли Вы просто улыбнуться, увидев, как шкодит ребёнок, а не броситься на него с криком и раздражением?».

Попытаться точно стоит.

Иными словами, не стремитесь следовать ограничениям только для видимости, но постарайтесь расширить границы своего духовного опыта.