Третье воскресенье ноября мы поминаем всех погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Очень у многих из нас есть такие знакомые, которые погибли в результате ДТП.

Зачем нужен такой специальный и особенный день?

Перед Троицей у нас есть Троицкая родительская суббота. И кто обращал внимание, когда читается канон, поминаются разного рода люди, которые умерли без подготовки. Так получилось. Дороги замерзли, зверь сожрал в лесу и тому подобные вещи.

А здесь смерть не только без подготовки, но и та, которая называется напрасной. Когда мы читаем утренние молитвы, у кого молитвослов не исправлен, там в утренних молитвах есть такие слова:

«Напрасно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся. но страхом зовем в полунощи».

Напрасно – это внезапно. Поэтому напрасная смерть – это смерть внезапная, когда человек вообще к ней никак не готовился и даже не успел перед смертью хотя бы кратко помолиться.

У нас таких людей, которые таким образом погибли, за прошлый год 14 500 тысяч. То есть практически столько же, сколько за 10 лет Афганской войны. Но есть разница. Человек на войне все-таки предполагает, что вокруг смерть, и, может быть, и он умрет прямо сегодня.

А здесь ситуация другая. Как в детской песне поется «Не думал, не гадал он, / Никак не ожидал он / Такого вот конца».

Человек вышел из дома утром, как обычно, по своим делам, на работу или куда-либо еще, и вот по дороге быстро, внезапно, скоропостижно скончался, не приходя в сознание, как правило.

Этот момент очень значим для нас. В таком случае важно не только то, что эти усопшие нуждаются в нашей молитве, но и нужно примерять это к себе. Потому что в принципе христианин к смерти готовится каждый день.

Кто читает вечерние молитвы, там написано:

«Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит».

То есть человек готовится к смерти, что с этой кровати он уже сегодня утром не встанет и, скорее всего, сегодня умрет, поэтому в конце перед вечерними молитвами кается о всех грехах и говорит те слова, которые, например, говорил перед смертью архидиакон Стефан Первомученик:

«В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой».

Приготовился к смерти, исповедовался и предал в руки духу. Потом проснулся: «Слава Тебе, Господи». И так каждый день.

Почему? Мы же не знаем, когда судья придет. Потому что, если сегодня день последний, то здесь человек подготовился и помолился, если ему было не лень.

А если поленился, потому что устал вечером, а вдруг ты утром не встанешь, и это была твоя последняя возможность помолиться в жизни. А ты ночью во сне умер и даже не приготовился.

А здесь не так. Здесь человек обычно не думает ни о чем, а еще по привычке своей кого-нибудь искушает, пока ведет машину, или, напротив, осуждает других, сквернословит. И вот в этом состоянии осуждения, сквернословия он и предает дух свой.

Но в Божии ли руки? Это большой вопрос. Потому что смерть грешников люта. Те бесы, которые с ним постоянно находились, теперь он их наконец увидит. Это лютая страшная вещь.

Что предполагает освещение машины? В молитве есть такие слова, чтобы приставить ангела-хранителя к этой машине. Вот ты помолился, чтобы здесь был ангел-хранитель. И каково же ему, ангелу-хранителю, с тобой находиться, везде ездить, а ты себя так безобразно ведешь? Это же невозможно.

Надо помнить, что машина освещенная. Садишься за руль со словами: «Господи, благослови!» С молитвой собрался и поехал. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем твое почтение.

Потому что он, может быть, сейчас закончит свою жизнь, прямо в этом путешествии, внезапно и быстро, и предстанет перед Богом. Может такое быть? Очень может быть.

Распространенный вид смерти — внезапная смерть.

И, может быть, мы так закончим. Не только за рулем, но и будучи пешеходом: ты вышел из дома и те же самые слова: «Господи, благослови». И внимательно пошел, потому что есть заповедь: «Не искушай Господа Бога твоего».

Такая самонадеянность, гордыня, что у тебя получится, что ты все хорошо знаешь – это грех. Не искушай Господа Бога твоего.

С вниманием, медленно, может, теряя время, но это время ты можешь помолиться. Полезно идти? Полезно.

А когда закончишь свое путешествие: «Слава Тебе, Господи!» Это обязательно. Нам и вовсе надо пребывать постоянно, по слову апостола Павла, в этом состоянии, как он говорит:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Когда мы друг другу говорим: «Здравствуйте», еще и в таком повелительном наклонении, как человек это сделает? Мы не можем ему повелеть здравствовать. А обычное евангельское и вообще принятое в грекоязычном, библейском мире приветствие — «Радуйся».

Потому что радоваться человеку очень даже возможно, независимо от того, что его вокруг окружает.

Это говорит апостол Павел, который в таких обстоятельствах находился, которые нам, слава Тебе, Господи, даже не снились. Он всегда радуется. А как можно всегда радоваться? Когда в нас Дух Святой. И вот начинаем день свой с молитвы к Господу.

Вспоминаем, что от меня требуется: всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить, что бы ни случилось «Слава Тебе, Господи!»

И закончить свою жизнь надо двумя молитвами. Во-первых, словами Иоанна Златоуста, который, будучи в изгнании, лишенный сана, в ссылке, над которым издевались, умер со словами на устах:

«Слава Богу за все. Аминь».

Надо себе запомнить, когда я буду умирать, надо будет сказать:

«Слава Богу за все. Аминь».

И вторая:

«В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь».

Будем к этому готовы каждый день, потому что мы не знаем дня, в который мы умрем. Апостол Иаков говорит:

«Теперь послушайте вы, говорящие: “сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий»

Я вот помню, мой отец лет 30 назад одному человеку, своему другу хорошему, занял денег, большую сумму, примерно, как дом тогда стоил. Без расписки, это же друг. А тот на следующий день попал в аварию и погиб. А родственники потом говорят: «А расписка есть? Нет? Ну и все, мы ничего не знаем».

Поэтому человек думает: «Я сказал, я сделаю».

А надо думать:

«Если Богу угодно и жив буду, сделаю. А если Богу не угодно и жив не буду, как я сделаю? Никак».

Поэтому апостол Иаков нас и учит:

«Вместо того, чтобы вам говорить: “если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое”».

Ты не должен ничего обещать, что обязательно, во что бы то ни стало, придешь и сделаешь. А откуда ты знаешь дойдешь ли, сможешь ли, не заболеешь ли, не будет ли обстоятельств каких-либо других?

«С Божьей помощью очень постараюсь» – это правильно и по-христиански.

А прочего обещать мы не можем. Не знаем, ни в наших руках жизнь наша. Мы можем стараться беречь друг друга, сами Бога не искушать. А остальное — в Его руках, Который о нас печется, больше всего радеет о нашем спасении и о нашем вечном пребывании в Его Царстве.

Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец».