Вопрос:
«Как правильно следует относиться к чудесам? С одной стороны, Господь говорит, что “род лукавый и прелюбодейный знамений ищет”, а с другой стороны, в Церкви собирают свидетельства чудес от икон и святых угодников, и наличие чудес является одним из показателей для прославления в лике святых».
Отвечает протоиерей Михаил Потокин:
Господь показывает определенную иерархию: где нет веры, там и чудеса не совершаются. Чудеса происходят там, где есть вера. Он говорит о своих земляках из Галилеи, что не пришел из-за того, что не имели веры, не совершил там чудес.
Когда же Господь говорит о «роде лукавом и прелюбодейном», обличая иудеев, Он указывает на то, что они, не веруя в Него и не признавая ни пророком, ни Мессией, хотят лишь знамений и чудес. С другой стороны, когда Он изгонял бесов, они говорили, что Он делает это силой бесовской.
Здесь мы видим, что Господь видит сердце человека и различает: ищет ли человек Бога или только знамений и сверхъестественных явлений.
Правильное отношение к чудесам следующее: в первую очередь нужно искать веру, искать Бога, искать встречи со Христом. Это и есть величайшее чудо в человеческой жизни. Для нас каждая встреча – чудо.
Если бы мы увидели себя такими, какие мы есть на самом деле, то поняли бы, что возможность общения с Богом, несмотря на наше духовное состояние и греховность, – это уже чудо.
Что касается внешних проявлений духовной жизни, которые иногда мы называем чудесами, потому что они нарушают видимые законы окружающего мира, то это естественное следствие воздействия духовного мира на нашу природу. Искать чудеса там, где нет веры и где нет Бога рядом, не стоит.
Говоря о прославлении святых, нужно отметить, что существует много критериев, и чудеса не являются единственным и необходимым условием. Многие мученики не совершали чудес, но само их мученичество за Христа было чудом – свидетельством веры.
Новомученики, которых мы почти ежедневно поминаем, прославлены, но никаких чудес они не совершали при жизни. Их чудом было твердое стояние в вере вопреки гонениям, даже до смерти.
Поэтому не обязательно наличие чудес является необходимым и основным показателем прославления в лике святых.
Конечно, есть чудеса от святых икон и мощей, есть святые, совершавшие чудеса при жизни, такие как святитель Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская.
Однако многие святые прославлены, не оставив после себя списка чудес. Среди них – учители Церкви, которые оставили нам церковное предание и толкование Евангелия.
Поэтому именно духовная жизнь является тем критерием, по которому мы определяем, можно ли причислить святого к лику святых, прославленных Церковью. Чудеса не являются единственным или основным показателем для прославления в лике святых.
Текст основан на видео с канала Экзегет.ру.