5 октября церковь празднует память пророка Божия Ионы. Из его небольшой книги, состоящей всего из четырёх глав, мы узнаём важную для нас мысль о том, как предотвратить будущее, которое кажется катастрофическим и неизбежным, и когда кажется, что ничего нельзя сделать.
В книге пророка Ионы мы читаем:
«И было слово Господа к Ионе, сыну Амафии: “Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня”».
Иона не послушался, убежал в другую сторону. Он хотел скрыться от Бога, сел на корабль и поплыл к островам в другом направлении. Но Господь вернул его, устроив бурю.
Корабельщики стали бросать жребий, чтобы узнать, из-за кого такая буря. И Иона сказал:
«Это я, из-за меня. Бросьте меня за борт, и всё сразу станет спокойно».
Сначала они не хотели этого делать, но, видя, что погибель рядом, бросили Иону за борт. И мгновенно успокоилось море.
Иону проглотил кит. И там, находясь внутри кита, Иона понял, что сделал неправильно, ведь Бог ему велел одно, а он сделал наоборот, и начал молиться. Бог велел киту отпустить Иону, и Иона отправился в Ниневию, как Бог повелел.
«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!»
Он поэтому и не хотел идти. Представьте, вы бы зашли в какой-нибудь город с такой проповедью? И как долго бы удалось прожить? Он и думал, что лучше убежать.
Ниневитяне поверили Богу и объявили пост. Дальше очень важные слова о том, что нужно делать во время катастрофы, и что из этого выйдет.
«И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих».
Чтобы никто ни ел, ни пил, все вопияли к Богу и перестали делать зло.
«Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
Будущее предсказано не кем-нибудь, а пророком, которому сам Бог повелел. Казалось бы, будущее уже нельзя поменять. Тем более это не какая-то гадалка сказала, а пророк Божий.
«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навёл».
И то, что должно было справедливо произойти, потому что город был преисполнен грехов, не произошло. Почему? Потому что это уже не нужно. Все покаялись.
Некоторые думают, что для того, чтобы что-то изменилось, нужно просто прочитать какую-то молитву. Найти текст и прочитать его. Вот я буду читать молитву, и Бог будет выполнять мои пожелания, как будто он джин из бутылки. Вот мне понадобился Бог –открываем, читаем. Он вышел из бутылки, выполнил мою просьбу, а потом обратно туда же убирайся, чтобы меня больше своими заповедями даже не трогал.
Так многие думают, искренне считая, что с Богом можно так обходиться. Это глупость, безумие и наглость. С Богом возможно иметь полноту общения, потому что мы Им усыновлены. Мы, крещённые люди, в крещении усыновляемся Богом.
Почему мы смеем обращаться к Нему «Отец» в нашей молитве «Отче наш»? Почему мы так смеем обращаться к Богу, к Творцу?
Потому что Им усыновлены. Но у нас с Ним должны быть особые взаимоотношения. И они основываются на нашей любви к Нему.
Это первая и наибольшая заповедь. Она так и звучит:
А как узнать, любишь ты или нет?
Христос говорит:
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
И человек, который действительно хочет явить Богу свою любовь, смотрит, чего Господь от него хочет, и старается так и поступать.
Не «Ты, Господи, делай то, что я тебе велю с помощью молитвослова. Я куда-нибудь съезжу, скажу, что надо, а Ты исполняй».
Нет, нужно чтобы я исполнял то, что Ты, Господи, говоришь. Чтобы я делал то, что Господь говорит, а не чтобы Он делал то, что я ему велю. Я раб Божий, а не Бог мой раб, чтобы исполнять то, что мне хочется.
И тогда бывает всякая полнота. Действительно, человек становится близок к Богу и из врага превращается в ближайшего друга. Потому что Бог нас любит и не желает никому погибнуть. Даже в том грешном городе Ниневии, который был бы справедливо снесен, покаялись все, и ничего больше не нужно. Пусть все живут и спасаются.
Потому что написано в Писании:
«[Бог] хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины».
Но это зависит и от нас. Бог-то хочет и всё для этого делает. А захотим ли мы? Это уже остаётся в нашей воле. Потому что Бог не забирает свободу человека. Ни одна заповедь не даётся насильственно.
Человек может грешить всю жизнь и припеваючи жить. Иначе бы он заметил:
«Я грешу – у меня плохо; я исправляюсь – у меня всё хорошо».
Господь так не делает. Не делает, чтобы человек ни за плюшки, ни за пряники это исполнял, а по любви к Богу. И тогда человек на земле становится причастником Божества через принятие Святых Христовых Тайн.
А по смерти своей, которая для грешников люта, но не для праведников, достигает всей полноты благ божественных, которых и мы все с вами да сподобимся по благодати и человеколюбию Господа Нашего Иисуса Христа, которому слава и держава, честь и поклонение подобается Отцом и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец»