Вопрос:
«Как преобразить жизнь и отношения с близкими?».
Ответ священника:
Хотелось бы продолжить разговор о взаимосвязи тех пристрастий, пороков, которые есть у человека. Если мы на них будем смотреть через призму тех классификаций, которые дает нам Игнатий Брянчанинов, то пристрастие человека к алкоголю, табаку, наркотикам относятся к страсти чревоугодия.
Когда близкие и родственники сталкиваются с такой проблемой в семье, очень важно, как на неё посмотреть и какие основания выбрать для решения этих проблем. Опираясь на свой тридцатилетний опыт помощи страждущим людям, хотелось бы сказать о том, что те пороки, которые возникают в семье между близкими, это в первую очередь те задачи, которые божественный промысел ставит перед нами, чтобы мы менялись.
Наши близкие не хорошие и не плохие, они именно такие, которые необходимы ради нашего изменения. Как об этом в свое время сказал преподобный Серафим Саровский:
Изменение самого себя – это задача намного сложнее, чем изменение и скорбь о проблемах своего ближнего человека.
Действительно для того, чтобы изменить самого себя, нужно, во-первых, осознать то положение, в котором ты находишься, понять, к чему ты призван, и самое главное – увидеть средства и возможности для изменения своей жизни.
Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что наши близкие не хорошие, не плохие, они именно такие, какие необходимы ради нашего спасения.
Почему? Потому что в свое время, уже упомянутый мной Игнатий Брянчанинов, сказал очень замечательную мысль, что все те скорби и сложности, тяготы жизни, с которыми мы сталкиваемся во время нашего странствия по морю житейскому, это есть проявление божественного домостроительства и любви, которая таким образом пытается восполнить наше неусердие на пути спасения.
Ведь когда мы принимаем на себя имя христианина, мы вместе с тем принимаем все то, чему учил Христос. В этом отношении нам сказано: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», то есть изменитесь. О самом изменении Христос сказал такими словами, что это Царство Небесное нудится, и только нужденица достигает его.
Поэтому те сложности, которые возникают с близкими, это и есть проявление нашего неусердия на пути спасения. Ведь время, которое нам дано для изменения, на паузу никто не ставит. И если мы не прилагаем должного усердия, это время неизбежно течет. И если мы не меняемся, значит у нас создаются новые проблемы.
В этом отношении, опять-таки обращаясь к практическому опыту, мне хотелось бы вспомнить об обстоятельствах, когда приходят страждущие и начинают говорить о том, какие у них проблемы.
Как правило, до храма в первую очередь доходят женщины, это матери или жены страждущего человека, и когда они начинают описывать ситуацию, проблему, которая их привела и стала причиной нашей встречи, они говорят:
«У нас есть такая проблема».
Что значит «у вас»? Это лично у вас есть такая проблема? Или эта проблема есть в ваших взаимоотношениях? Или эта проблема есть у вашего близкого человека?
Часто человек себя не отделяет от этой проблемы, тем самым игнорируя свою собственную свободу и подвергая ее жизни другого человека. Но от этого нашей свободы не становится меньше, и для того, чтобы ее действительно себе вернуть, нужно понять, что и у близких есть ровно в той же самой степени количество свободы, и все зависит от того, как человек этой свободой распоряжается.
Для того чтобы понять, как нужно к этому относиться, нужно понять смысл происходящих событий. Что значит понять смысл? Это значит найти ответ на вопрос зачем?
Этот ответ дает Игнатий Брянчанинов. Он говорит, что обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся, это есть в первую очередь проявление нашего неусердия на пути спасения.
Я неоднократно убеждался, если близкие оставляют проблему и страждущего в покое, начинают в первую очередь углубляться сами в себя и менять свою собственную жизнь, то когда меняется их взгляд на себя, на жизнь, которую они живут, на взаимоотношения с близкими, они иначе на это на всё смотрят, и Господь своим божественным промыслом открывает, даёт им видение тех обстоятельств, которые необходимо изменить для того, чтобы божественная благодать могла принять участие в их жизни.
Начиная изменение самого себя, мы еще раз констатируем тот факт, что за всю историю человечества никто никогда другого еще не изменил. Изменения возможны в одном единственном случае, когда сам человек скажет, что ему это необходимо. А произойдет это тогда, когда он увидит свои недостатки.
Именно возможность увидеть свои недостатки, как правило, является изменение жизни окружающих людей. Потому что, разговаривая и со страждущими, и с родственниками страждущих людей, если у страждущего к родственникам столько проблем, то у родственников к страждущим ровно столько же проблем.
Они находятся в таком вот проблемном поле, и выйти из этого жизненного тупика можно в одном единственном случае, когда человек посмотрит в первую очередь на самого себя и начнет себя менять, делаясь доступным для действия божественной благодати. Когда это происходит, тогда благодать может участвовать в жизни человека и подсказать правильные решения, помочь увидеть себя и обстоятельства своей жизни.
Собственно говоря, нового здесь ничего не происходит. Это все изложено в Священном Писании. И этот иной взгляд на самого себя дает возможность Богу участвовать в этой жизни и тех проблемах, которые существуют в отношениях с близкими. Именно меняя себя, начинают меняться и отношения с близкими.
Я думаю, что мы все вместе сумеем решить те проблемы, которые божественный промысел попускает в вашей жизни. Я призываю вас посмотреть на них именно через призму Священного Писания, через христианскую картину восприятия мира. И когда вы это сделаете, тогда неизбежно мы с вами найдем пути решения проблем, и благодать Божия будет нам в этом содействовать.
Текст основан на видео с канала «протоиерей Игорь Бачинин»