В притче, которую мы хорошо помним, говорится о богаче, собравшем много богатств. Он подумал, что теперь можно спокойно жить, есть, пить и веселиться, ведь накоплено достаточно, чтобы отдыхать всю жизнь и ни о чем не заботиться.

Но обратим внимание на то, что произошло с этим человеком. Господь называет его безумцем:

«Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Речь идет о том, что в момент смерти душа покидает тело, и ангелы, специально посланные для этого, забирают ее.

В другой притче, о богаче и Лазаре, Господь прямо говорит, что ангелы изымут душу: одна пойдет в вечную жизнь, другая – в вечную муку.

В этих притчах Господь напоминает нам, что жизнь наша коротка и временна. Все мы неизбежно уйдем отсюда. Наши души заберут либо темные ангелы и понесут в огонь вечный, либо светлые, Божьи ангелы, которые возьмут нас в обители праведников до Страшного суда.

Однако многие живут в таком помрачении, словно смерти не существует.

Несмотря на то, что вокруг умирают близкие, друзья, множество молодых людей гибнет в авариях, несчастных случаях и военных действиях, большинство современников живут так, будто смерти нет.

Они боятся даже задуматься о своей смертности и о том, что все приобретенное в этой жизни не поможет им, ведь душа уходит отсюда без ничего, даже оставляя свое родное тело, в котором жила все эти годы от рождения до смерти.

Она сбросит его как одежду и не возьмет с собой ни богатства, ни славы, ни денег, ни домов, ни семьи.

Уходит человек лишь с качествами своей души – греховными или добродетельными, и с добрыми или злыми делами.

Многие боятся даже слова «смерть», гонят от себя мысли о ней, потому что тогда обесценивается все, к чему они стремятся: слава, богатство – все уйдет.

Мне приходилось разговаривать со многими реанимированными людьми, и те, кто побывал в ином мире, говорили, что душа действительно существует вне тела. Она помнит, чувствует, ощущает себя той же личностью, которой человек был в земной жизни.

Возвращаясь оттуда, многие осознают бессмысленность временного, меняют свою жизнь, неверующие приходят к Богу. Они понимают, что Господь ждет от них не стяжания денег или славы, а очищения души для вхождения в вечную жизнь.

В этот день мы читаем апостольское послание к Ефесянам, в котором есть очень важные слова, которые мы должны хорошо запомнить:

«Ибо мы, Божие творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

Оказывается, у нас есть задача, поставленная Богом – делать добрые дела во Христе Иисусе, то есть ради Господа.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что даже добрые дела, сделанные не ради Христа и не посвященные Ему, не имеют силы и цены в глазах Божьих. Только дела, совершенные ради Христа, по Его заповеди, принимаются Богом.

Именно они пойдут с нами в жизнь вечную и станут нашими ходатаями, ведь все мы придем не вполне чистыми. Кто-то очистится больше, кто-то меньше, но полностью очиститься человек не может – так он устроен.

Наши грехи можно покрыть только добрыми делами. Поэтому вместо того, чтобы богатеть «заводами, газетами, пароходами», как писал Маршак, мы должны позаботиться о том, чтобы богатство, данное нам Господом, использовать на добрые дела.

Эти дела пойдут за нами следом. Это то богатство, которое мы посвящаем Богу и которое хранится, образно говоря, в Божьем банке.

Именно этими делами мы сможем расплатиться за грехи, которые, возможно, не успели исповедать. Господь может загладить наши проступки, совершенные в неведении, беспамятстве или по забывчивости, только через наши добрые дела.

Ради этого мы и живем на этом свете – чтобы делать добрые дела и очищать свою душу.

Текст основан на видео с канала «Кавказский скит».