Отвечает отец Андрей (Ткачёв)

Моё мнение такое по этому вопросу. Вообще нет смысла канонизировать всех святых. Всех святых вообще невозможно канонизировать. Есть большое количество святых людей, которые, во-первых, скрыты от людей, известны только Богу.

Есть много святых людей, которые столь парадоксально жили, что люди сомневаются в их святости. А она несомненная, допустим, перед Господом. Вообще нет смысла всех канонизировать.

В древности канонизации вообще как таковой нет. Вот, например, берем ту же Библию святую. Кто канонизировал апостола Павла? Никто. Это без сомнения признается Церковью, что он просто святой, да и всё. Какие вопросы? Какие могут быть сомнения?

Канонизация — это довольно позднее явление. И канонизировать всех подряд святых нет смысла.

Если у нас есть, например, любовь к какому-то почившему человеку и есть некая догадка, какое-то чувство, что он, вполне возможно, угодил Богу и даже, наверное, молится о нас, то что мы делаем в этом случае? Мы служим за него панихиды. Мы молимся за него. Так делают всегда, когда мы почитаем какого-то не канонизированного святого.

Моё мнение такое по этому вопросу. Вообще нет смысла канонизировать всех святых. Всех святых вообще невозможно канонизировать.-2

Например, Михаил Илларионович Кутузов, раз уж мы про армию завели разговор, он, например, во время служения в Центральной, ныне сейчас в Киевской губернии, он, когда отправлялся в очередной поход, он очень любил Феодосия Черниговского. Это был такой архиерей святой. На момент, конечно, жизни Кутузова Феодосий был уже покойник.

Было известно место его погребения, и он просил местного попа протоиерея: «Отслужи за меня три панихиды Феодосию». Этот поп служил Феодосию панихиды с намерением на то, чтобы Феодосий помолился за Михаила Илларионовича, и он всегда получал благовременную помощь.

Так делают со всеми святыми. Если я знаю что это святой человек. Условно говоря, я уже рассказывал про Анастасию Сидящую. В 60-х годах в Тбилиси умерла женщина, подвигом которой было сидеть на кресле на стуле, не вставая во дворе своего дома. Она просидела 60 лет на этом стуле, вымаливала любимого своего, который закончил жизнь самоубийством.

Короче так, Анастасия Сидящая. Для всех понятно, что она святая, но она не канонизирована еще. К ней ходят на могилку и молятся за неё, а потом эта молитва за неё возвращается к тебе её молитвой за тебя. Вот так обычно поступаем и со всеми святыми, которые ещё пока почему-то не канонизированы.

Моё мнение такое по этому вопросу. Вообще нет смысла канонизировать всех святых. Всех святых вообще невозможно канонизировать.-3

Когда царя Николая ещё не канонизировали, а мы прекрасно знали, что он святой и что его душа в Царстве Божием: и его, и жены, и убиенных детей, и вместе с ними убиенных домочадцев. То нам как надо было поступать? Мы служили панихиды за Государя императора и пели перед Богом:

«Упокой, Господи, душу убиенного царя, царицы и царевича».

А обратно эти наши молитвы за него возвращались к нам его молитвами за нас. Так что нет смысла канонизировать всех. Суворов, скорее всего, такой же святой, как и Ушаков, как Александр Невский, а может быть еще и святее.

Суворов безупречен по жизни. Неизвестно ничего ни про одну его любовницу или какое-то амурное похождение за пределами брака. Он был в браке несчастен, жена его была не ахти какая. Из детей — всего лишь одна любимая дочка. То есть брак его был несчастливым. По методам ведения войны Суворов был беспрецедентно милосердным человеком.

Кстати, как и Ушаков. Адмирал впервые в истории морских сражений давал приказ вылавливать из воды тонущих солдат противника. Ну вот, разбили какой-нибудь корабль турецкий, они посыпались, как горох в воду. Эти бедные матросы попрыгали с вражеского корабля. Ушаков спускал шлюпки на воду и вытаскивал этих противников.

Моё мнение такое по этому вопросу. Вообще нет смысла канонизировать всех святых. Всех святых вообще невозможно канонизировать.-4

До него такого никто никогда не делал. Кому-то это нужно? Им бы ещё по башке веслом ударили. Помогли бы ему на дно пойти. Кому они нужны тащить их из воды. А он поступал совершенно противоположно.

Так же поступал Суворов. Он, правда, перед смертью говорил, что он лил кровь ручьями, ужасался, но никогда никого не пытал, никого не обижал. Он строжайше взыскивал с тех, кто пытался как-то обижать гражданских или пленных. То есть он был в полном смысле слова христианский воевода, военачальник.

Так что в Суворове всё как бы кристально ясно. Только не знаю, нужно ли нам, чтобы его канонизировали. Может быть и нужно. Если будет нужно, канонизирует.

Ушаков, без сомнения, святая душа. Но Ушаков ещё и закончил жизнь свою как? Последние годы своей жизни он прожил в монастыре. Он монашество не принимал, но жил по-монашески почти. У него и дядя был такой святой. Тоже Фёдор.

Моё мнение такое по этому вопросу. Вообще нет смысла канонизировать всех святых. Всех святых вообще невозможно канонизировать.-5

А Суворов до последнего года своей жизни совершал военные походы. Последний Итальянский поход он совершил уже будучи стариком. То есть ему покоя не давали до последнего.

Когда он не воевал, он занимался чем? Он ходил в церковь, пел на клиросе, гонял с ребятишками на коньках зимой и бегал с ними. Короче, он такой святой старик. Кроме редьки и кваса он не ел почти ничего. Водой холодной обливался. Вел себя, как юродивый, никого не боялся. Всем говорил правду в лицо: от императора до последнего придворного.

Это был совершенно уникальный человек. Да, очень прямой, твёрдый, смелый, холерик такой был настоящий. Может быть, его и канонизирует, но он не один такой. У нас таких полководцев всё-таки было ещё энное количество. В этом смысле, если мы почитаем его каким-то, скажем, бюстом, или статуей в полный рост, или что-то ещё, здесь нет ничего такого. Это абсолютно нормально.