Вопрос к батюшке:
Если такая молитва, которая делает добрым?
Отвечает священник Владислав Береговой:
Ах, если бы, ах, если бы не жизнь была, а песня бы… Помолился бы, люблю весь мир, раздам все имущество, иду за Христом. Но нет, предполагается все-таки личное участие человека, приобретение тех или иных добродетелей.
«Царствие Божие силой берется и употребляющие усилие восхищают его» — говорит Спаситель. И надо еще помнить, что ты можешь быть вообще по-настоящему гаденьким человеком, но делать множество дел любви, добрых дел, потому что Господь так велел.
Ты их не хочешь делать, но делаешь, исполняешь заповеди Христовы, и может быть и умрешь в старости маститой, так и не полюбив по-настоящему никого от души, от сердца, как маму, как сына, как жену, да хотя бы как свою любимую кошку.
Всегда не от души делаешь добрые дела, но Христа ради, и это тебе зачтется в великую праведность, в большую, чем тому, как мне думается, и не только мне, но и некоторыми святыми отцами, даже не некоторыми, а всеми, чем тому, кто с легкостью делал то, что повелел Спаситель.
Потому что здесь от души, вот как с горочки скатился, а здесь понуждая себя, переосиливая, ломая острые колючки, сглаживая острые углы нелюбви к другим людям. И это ценно пред очами Божьими, потому что здесь тяжелый труд.
Помните историю святоотеческую, когда один прозрелый старец на вопрос о том, кто в монастыре больше всех близок к Богу, назвал одного очень сварливого, гневливого пекаря. Все удивились. Как-то так? Да он же просто исчадие ада, мы его еле терпим. Он себя сдерживает, он себя смиряет. Если бы он себя не сдерживал, поубивал бы вас уже давно.
Вот, вот так она, праведность куется внутри наших сердец. Поэтому нет такой молитвы, которая смогла бы тебя сделать сразу легким, белым, пушистым, чтобы все делалось легко, от души. Нет, надо себя преодолевать и понуждать, но молитва в этом помогает, потому что без Бога не до порога.
Поэтому нехотя, но надо идти к делам праведности, их осуществлять и просить у Господа Бога помощи.
«Господи, я не могу, я не хочу, я так не воспитан, мне никто за всю жизнь доброго дела не сделал. Почему я должен»?
Ну знаю, что должен, потому что ты вот говорил:
«Отойдите от меня проклятые, в огонь вечный, потому что не накормили голодного, не напоили жаждущего, не посетили в больнице, в темнице находящихся, вообще были не гостеприимные. Все, уходите, не знаю вас».
Я понимаю, что я не люблю ни в темнице сидящих, ни в больнице находящихся, я не гостеприимен от слова совсем. Я не хочу никому помогать. Кто бы мне помог.
Но вот ради тебя, Господи, ради этих слов я буду стараться. И там помог, здесь помог, там словом, там делом. Там, сидя на диване, просто перевел копеечку в какой-то детский дом, фонд помощи женщинам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, кому-то на операцию, на реабилитацию, беженцам, еще куда-нибудь.
Сейчас можно добрые дела осуществлять, не вставая с дивана. Хочешь помочь в реальности, поволонтерить? Ты ближе станешь к тому явлению, которое вы называете добротой. Когда, видя настоящую боль других людей, ты поймешь, насколько твоя не уникальна.
Когда тебе очень плохо на душе, когда жить не хочется, найди человека, которому тяжелее, чем тебе. Помоги ему, и здесь начнет действовать заповедь Божья о любви к другому человеку, которая делает тебя лучше и облегчает твои страдания.
Потому что ты, находясь на дне, помог всплыть тому, кто находится уже давно на глубине, и воздуха оставалось, может быть, на несколько секунд. Так что, с одной стороны, мы молимся, причащаемся, просим помощи у Бога.
И, как говорит апостол Павел, работая от внешнего к внутреннему, мы наконец-то и по существу становимся такими, какими предыдущие годы старались быть, хотя бы по форме. Сначала внешнее, потом внутреннее, не наоборот.
Если вы будете ждать, пока у вас будет сердечко такое мягкое, любвеобильное, когда вы будете откликаться на каждое горе, на каждую беду, только тогда начнете помогать, то вы до конца дней своих никому и не поможете. Сначала через «не хочу», через «не могу», через деланье «Христа ради», а потом это перейдет уже во внутреннее качественное деланье.