Хотелось бы поговорить о гневе. Знаю, что есть очень много людей, которые борются со своей раздражительностью, с гневом, которые понимают и осознают, что у них есть такая внутренняя проблема, и хотели бы это в себе изменить.

В первую очередь хотелось бы сказать, что любая страсть, которая есть у человека, — это извращенная потребность. Исходя из этого, можно предположить, что гнев как чувство, имеющееся в душе человека, имеет определенную цель.

Если мы на этом будем основываться, то тогда мы у святых отцов найдем информацию о том, что действительно Господь заложил в человека такое чувство, чтобы человек гневался на грех и через это от него отвращался.

А у нас бывает все совершенно по-другому. Человек гневается не на грех, не на свой промах, который он совершил в своей жизни, а на другого человека. И он считает, что причина его раздражительности заключается именно в поступках других людей.

Мне как священнику часто приходится слышать на исповеди такое повествование, когда кто-то говорит:

«Мы со своей половиной договаривались об одном. Он пришел опять нетрезвый. Как же по этому поводу не прогневаться? Я разгневалась и раскаиваюсь».

Но нужно сказать, это неправильное исповедание греха. Почему? Потому что на исповеди мы говорим только о своих грехах, о себе, а поступки других людей, и тем паче имена вообще не называем. Исповедуемся не священнику, пересказываем обстоятельства прожитого, а Богу приносим свое сокрушенное сердце.

А когда человек объясняет причину происходящего, это вообще называется самооправдание. При таком видение самого себя безусловно человек ничего изменить не может.

Как с этой страстью нужно бороться?

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, чтобы побороть страсть, мы должны дурную привычку обуздать доброй.

Что это означает? Если страсть гнева побеждается добродетелью кротостью, то, когда человек в жизни в своей встречается с любыми проявлениями гнева, он должен понимать, что это божественный промысл попускает ему возможность для упражнения добродетели кротости.

В этом отношении вспоминается один из примеров. Есть такая замечательная книга «Яко с нами Бог». Написана она была в начале прошлого столетия. В ней рассказывается о некотором человеке, который работал на шахте.

Вероятнее всего, автор этого повествования имел в виду то, что в начале XX века труд шахтера был тяжелым физическим трудом. И когда человек за свой труд получал вознаграждение, он поступал с ним весьма странным образом.

Каким? Он отдавал часть денег членам своей бригады, оставляя себе необходимое на пропитание, на одежду, на жилье, если в этом была нужда, а большую часть раздавал членам своей бригады.

-2

Но у него было одно единственное условие – чтобы они его за его деньги ругали.

Для чего ему это было необходимо? Он понимал, что время жизни, — это время подвига, и тем более для нас христиан оно дается, чтобы мы упражняли себя в добродетелях и стяжали божественную благодать.

Дальше говорится о том, что он, вернувшись со своей шахты, приехал в город, горожанин, глядя на него, оценивая его внешний вид, с неким презрением говорит ему:

«Ты из деревни, с шахты приперся в город. Чё тебе тут надо?». А тот смотрит на него и улыбается, он на полуслове осекся и говорит: «Ты чё лыбишься? Тебя же ругают».

И он отвечает:

«Я радуюсь. Милый человек, я на работе деньги плачу, чтобы меня ругали. А тут ты такой благодетель нашелся. Ты мне такую возможность для упражнения себя в добродетели кротости предоставляешь бесплатно. Спаси тебя, Господи, и помилуй».

А тому и возразить на это нечего, ведь этот человек действительно искренне благодарен, потому что он иначе смотрит на самого себя и на обстоятельства своей жизни.

Итак, чтобы побороть гнев, нужно поменять отношение к самому себе и к окружающим людям. Надо помнить, что, как говорится в Евангелии, и волос без воли Божией не падает с головы человека, то тем более, если Господь попускает нам в жизни какие-то обстоятельства, которые проверяют нас на прочность, которые проявляют состояние внутренней души, то мы должны быть благодарны Богу и тем людям, через которых это мое внутреннее устроение проявляется.

А если человек живет в подвиге, если он старается стяжать кротость, понимая, что у него есть страсть гнева и он с ней борется, то неизбежно божественная благодать ему будет содействовать, и мало-помалу он обязательно приобретет навык и сумеет с Божьей помощью победить эту страсть.

Текст сделан на основе видео с канала «протоиерей Игорь Бачинин»