Вопрос:

«Христос наш Друг, Отец или грозный Судья?»

Ответ батюшки:

Подборка этих определений здесь не случайна, и тот, кто задает этот вопрос, знает, почему подобрал именно эти определения. Потому что Христос и наш Друг, и наш Отец, и наш грозный Судия.

Друг, потому что Он Сам себя называет нашим другом.

«Вы друзья Мои»,

– говорит Господь своим ученикам. И, конечно, это определение для нас очень обязывающее, очень высокое – друг Божий.

Вопрос:  «Христос наш Друг, Отец или грозный Судья?» Ответ батюшки: Подборка этих определений здесь не случайна, и тот, кто задает этот вопрос, знает, почему подобрал именно эти определения.-2

Что это значит для каждого из нас?

До какой степени нам надо предаться воле Божией, до такой степени нам надо отрешиться от всего земного, чтобы действительно с честью носить звание Друга Божия.

Конечно, мы сами не можем называть себя друзьями Божиими. Только Господь может нас таким образом определить, так может нас назвать. Для нас это огромная честь, для нас это огромный долг тоже. Быть другом Божиим очень непросто, потому что дружба вообще в человеческой жизни означает очень многое.

Дружба означает в первую очередь, конечно, то, что друг за друга может даже жизнь отдать. И мы знаем, что Господь за нас жизнь Свою отдал. Мы знаем, что Он распят на кресте нас ради. И поэтому, конечно, мы можем носить это имя, которое Он нам усвоил.

Вопрос:  «Христос наш Друг, Отец или грозный Судья?» Ответ батюшки: Подборка этих определений здесь не случайна, и тот, кто задает этот вопрос, знает, почему подобрал именно эти определения.-3

Ну и, конечно, Господь наш Отец. Сам дал нам молитву, в которой мы называем Его Отцом:

«Отче наш».

Это самая важная, самая первая молитва, которую каждый из нас знает. В этой молитве, в молитве «Отче наш», мы называем Его Отцом. Поэтому, конечно, Он и наш Отец.

Вопрос:  «Христос наш Друг, Отец или грозный Судья?» Ответ батюшки: Подборка этих определений здесь не случайна, и тот, кто задает этот вопрос, знает, почему подобрал именно эти определения.-4

Но Господь, конечно, и грозный Судья. Мы читаем об этом в притчах, в рассказах о будущем Страшном суде, которые Сам Господь нам дает в Священном Писании. В них говорится о том, что Господь придет уже во втором Своем пришествии как грозный Судия. И суд этот называется Страшным судом Божиим. Страшным по одной простой причине, что он уже окончательный.

Сейчас мы можем надеяться на то, что даже те, кто ушел уже от нас в жизнь будущего века, уже закончил здесь свой земной путь, свое земное существование, что об этих людях мы можем молиться. И что молитва церкви может улучшить его загробную участь. Это вера церкви, поэтому, собственно говоря, мы и стараемся молиться о наших дорогих усопших. Мы что-то можем здесь делать для них.

Суд частный над каждым человеком уже прошел, Господь определил его в подобающее ему место. Но мы здесь, на земле, продолжаем о них молиться, прося у Господа, чтобы Он принял их в Царствие Свое Небесное.

Вопрос:  «Христос наш Друг, Отец или грозный Судья?» Ответ батюшки: Подборка этих определений здесь не случайна, и тот, кто задает этот вопрос, знает, почему подобрал именно эти определения.-5

Однако, когда жизнь этого мира закончится, когда будет Второе пришествие, тогда будет и Страшный суд Божий. Господь предстанет перед нами в образе грозного Судии. Об этом говорится в притче о Страшном суде, которая вспоминается в преддверии Великого поста. Господь говорит некоторым:

«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный»

– и перечисляет, по какой причине Он отсылает в огонь вечный некоторых людей. Вот это и есть Страшный суд, вот это и есть грозный Судья.

Это и есть Бог, который сейчас для нас наш Друг, который сейчас для нас наш Отец, но который предстанет когда-нибудь перед всеми нами и в другом образе.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру