Могут ли воцерковлённые супруги стать крёстными родителями для одного и того же малыша? Не повредит ли это супружеским взаимоотношениям? Какого мнения на этот счёт придерживается Православная Церковь? Может ли стать крёстным родителем иноверец или атеист? И кто ни при каких обстоятельствах не может стать крёстным или крёстной?
Одна верующая женщина прислала в редакцию известного Православного журнала следующее письмо:
«…Добрый день! Не так давно у моей сестры родился первый ребёнок, и она предложила нам с супругом стать крёстными родителями малышки. Это предложение меня очень обрадовало, но через некоторое время я вспомнила о том, что когда-то слышала о запрете, не позволяющем мужу и жене становиться крёстными одного ребёнка — вроде как, из-за этого духовная связь между ними может стать слабее…
Я уже дважды становилась крёстной мамой, а мой супруг имеет крёстного сына. Получается, что на данный момент у нас уже трое крестников. Скажите, существуют ли в действительности какие-то запреты, не позволяющие супругам становиться крёстными для одного и того же ребёнка?».
Ответ протоиерея Дионисия:
«…Здравствуйте! Согласно Церковным канонам, у одного ребёнка должен быть только один крёстный, и при этом у девочки это должна быть женщина, а у мальчика — мужчина. Конечно, крёстных может быть и двое, однако это не обязательная мера, но лишь следование благочестивой христианской традиции.
Теперь остановимся на вопросе, который касается непосредственно Вас и Вашего супруга. На самом деле, никаких строгих ограничений на этот счёт нет — Вы можете стать крёстными для малышки, хотя многие священнослужители считают, что поступать так всё-таки не следует. Строгий запрет в этом плане только один — крёстный отец или мать не могут вступить в брак с родной матерью или отцом ребёнка.
И, так как речь идёт о дочери Вашей сестры и её мужа, никаких препятствий лично я не вижу. А в суеверия о «слабеющий духовной связи» верить, конечно, не стоит. Благослови Господь!».
Ответ протоиерея Олега (Стеняева):
«…По моему мнению, крёстные родители никак не могут быть супругами по одной простой причине: для Православной Церкви духовные материи гораздо выше плотских. И, если двое соглашаются стать крёстными родителями, они должны понимать, что вступление в близкие отношения для них недозволительно. А если это всё-таки произойдёт, они не смогут пройти через Таинство Венчания, ведь, по мнению Церкви, духовные родственные связи гораздо важнее, чем плотские».
Многие родители, задумывающиеся о выборе крёстных, сталкиваются с непростым испытанием. Как правило, выбор в данном случае падает на близких друзей семьи или родственников. Тем не менее, многим кажется, что благочестивые семейные пары больше подходят на роль крёстных родителей, нежели чем одинокие люди. Но тут возникает новый «камень преткновения» — неоднозначное (а часто — резко негативное) отношение священнослужителей.4
На самом деле, Православная Церковь не приемлет подобного подхода к выбору крёстных. Муж и жена не должны становиться крёстными для одного малыша — этот запрет чётко прописан в одной из статей Большого Требника, вышедшего в тысяча шестьсот пятьдесят первом году.
Подобное ограничение является вполне обоснованным не только с духовной, но и с практической точки зрения. В жизни может произойти что угодно: мужья и жёны ругаются между собой и разводятся. Но как же, в таком случае, дети смогут общаться со своими крёстными родителями? И какой пример они должны будут перенимать? Именно на такие ситуации и ориентируется Церковный закон, запрещающий семейным парам становиться крёстными для одних и тех же чад.
Тем не менее, крёстные всё же могут вступить в брак уже после крещения, и в подобных случаях Церковь готова пойти на определённые уступки. В две тысячи семнадцатом году вышел особый закон, дозволяющий крёстным родителям вступать в брачные отношения, если они будут благословлены на этот союз епархиальным иереем.
К слову, многие родители забывают о том, что искать именно двух крёстных вовсе необязательно. Крёстным вполне может быть только один человек. Вспомним о том, что традиция выбора двух восприемников продиктована именно обществом, но не Церковью. Церковь во все времена говорила о необходимости в одном духовном родителе, который, когда придёт время, поможет малышу уверовать в Господа и жить Богоугодно.
Не забывайте о том, что крёстный родитель (или родители) должны будут активно участвовать процессе духовного развития Вашего ребёнка. Кроме того, и сами они должны жить благочестиво и быть воцерковлёнными людьми — в противном случае, крёстные не смогут стать достойными примерами для маленького христианина. Не стоит просить стать крёстными родителями атеистов или иноверцев — они просто не смогут привить малышу любовь и веру в Небесного Отца.
Если Вы решили выбрать только одного восприемника, руководствуйтесь одним-единственным правилом: крёстный должен быть того же пола, что и ребёнок. Иными словами, крёстным для девочки не сможет стать мужчина, и наоборот. И, естественно, крёстный должен быть по-настоящему верующим человеком, так как, став восприемником, он станет ответственным и за свою душу, и за душу своего крестника.
Помните о том что крёстной или крёстным не может стать приёмный родитель малыша, а также отчим или мачеха. Дело здесь не в отсутствии кровного родства — эти люди в любом случае будут воспитывать чадо, а потому на роль восприемников не подойдут.
И, наконец, крёстным родителем никак не может стать душевнобольной или малознакомый человек.
Женщинам, избранным на роль крёстных матерей, стоит воздержаться от участия в Таинстве в период первых нескольких дней менструального цикла.