Святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского называют Великим учителем молитвы, потому что его учение о нетварном Фаворском свете является основанием для нашего убеждения в том, что Богообщение для человека совершенно реально.

Молитва действительно должна быть не просто одной из частей нашей жизни, одной из ее сторон, одной из ее граней, молитва должна пронизать всю нашу жизнь.

Потому что человек — это существо, которое не имеет в себе самом жизни.

Нам кажется, что мы родились, что мы живем, и что этот мир принадлежит нам, но на самом деле он существует только потому, что Господь в каждое мгновение поддерживает нас своей волей в бытии.

Святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского называют Великим учителем молитвы, потому что его учение о нетварном Фаворском свете является основанием для нашего убеждения в том, что...-2

Поэтому для нас наша связь с Ним, наше общение с Ним чрезвычайно важно. А этим общением и этой связью становится для человека молитва. Очень часто бывает так, что человек, придя в церковь и узнав, что есть утренние и вечерние молитвы, что есть какие-то другие составляющие молитвенного правила, относятся к этому как к некому долгу, как к некой обязанности, как к тому, что он должен выполнять.

Очень часто человек, приходя на исповедь, кается в том, что он не помолился утром или вечером, или не молился на протяжении какого-то времени. И очень редко кто-то понимает, что молитва — это не долг, не обязанность, не какая-то повинность, а это удивительная возможность.

Это возможность обращаться к тому, кто любит нас больше, чем мы сами любим себя. Больше, чем может полюбить нас какой-либо другой человек. И при этом имеет в своих руках власть над жизнью и смертью, поскольку Он соглашает всё существующее.

Святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского называют Великим учителем молитвы, потому что его учение о нетварном Фаворском свете является основанием для нашего убеждения в том, что...-3

И мы можем обращаться к Нему, и можем просить Его о том, в чем мы испытываем нужду. Можем открывать перед Ним то, что беспокоит нас, рассказывать Ему о своих скорбях, благодарить Его за свои радости.

И самое главное — именно Он должен быть для нас целью нашей молитвы. Потому что действительно мы просим у Бога многого, или должны просить у Него, потому что только у Него мы можем получить то, в чём мы действительно нуждаемся.

Но в то же время очень важно не забывать, что цель молитвы — это не получить от Бога что-то. А цель нашей молитвы — это пребывать в общении с Ним.

Святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского называют Великим учителем молитвы, потому что его учение о нетварном Фаворском свете является основанием для нашего убеждения в том, что...-4

Общаясь с Богом, человек очень сильно меняется. Он становится максимально похожим на того, кем он должен быть. Потому что очень сложно по-настоящему молиться Богу и при этом оставаться жестоким, немилосердным, злым и злопамятным, тщеславным, гордым, самолюбивым.

В молитве человек изменяется по образу того, к кому он в молитве обращается. И поэтому, чем чаще молится человек, и чем чаще человек молится искренне и от сердца, тем скорее он меняется внутренне.

Как говорит преподобный Исаак Сирин:

Святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского называют Великим учителем молитвы, потому что его учение о нетварном Фаворском свете является основанием для нашего убеждения в том, что...-5

Невозможно сеять на камни, потому что зерно не проникает в камень и остается бесплодным. И точно так же, когда мы остаёмся злопамятными, то наше сердце как бы закрыто для молитвы.

Но человек молящийся обязательно в какой-то момент понимает эту трудность, эту преграду, которая стоит на его пути и начинает заботиться о том, чтобы его сердце смягчилось. И действительно, чем больше смягчается наше сердце, чем скорее мы прощаем тех, на кого что-то имеем, тем легче нам становится молиться.

Чем больше мы боремся за чистоту нашего сердца, чем больше мы боремся за праведность нашего сердца, тем, опять-таки, легче становится молиться.

И в то же самое время, именно Бога мы можем обо всём этом просить, чтобы Он и помог нам смягчить наше сердце, и помог простить, и помог нам преодолеть какую-то неправду, которая есть в нашем сердце, и помог вычистить из него ту нечистоту, которая в нем обитает.

Святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского называют Великим учителем молитвы, потому что его учение о нетварном Фаворском свете является основанием для нашего убеждения в том, что...-6

Это действует каким-то удивительным образом. Мы меняемся, и наша молитва становится лучше. Мы больше молимся, и перемены в нас происходят легче и скорее.

Ни в коем случае не пренебрегайте этой удивительной возможностью, которая есть у нас. Молитесь обязательно Богу не только утром, не только вечером, не только в какие-то специально отведенные для этого часы, но обращайтесь к Богу с тем, что есть у вас на сердце. И Он обязательно услышит вас, и обязательно откликнется на вашу молитву.

Самое главное – не забывайте о том, что важно не то, что мы от Бога в молитве получаем, а важно то, что в молитве мы имеем возможность общаться с Ним, потому что дороже и важнее этого нет ничего.

Текст сделан на основе видео с канала «Игумен Нектарий»