Сможем ли мы когда-нибудь стать святыми? И кто вообще такие святые?

Ответ батюшки:

У каждого из нас есть свой святой покровитель, имя которого мы носим. Каждый из нас участвует в службах, молится тому или иному святому. Но мы забываем о том, что же такое святость.

Что такое святость?

Ведь святость — это небезгрешность. Святой человек — это человек со всеми его признаками, с его природой, с его склонностью ко греху, с его склонностью к страстям.

Это человек, который часто одержим страстями, но человек, который понял, что в его жизни главное — это Бог.

И святость в философском смысле — это путь отделенности от этого мира. То есть святой человек — это человек, который посвятил себя Богу и как бы отстранился от этого мира. Отстранился — не в смысле, что он ушел в затвор или в монастырь.

Примеры святых

Ведь кто такие святые? Если мы посмотрим на иконы, на святцы наши, то среди святых найдем совершенно разных людей.

Пример 1. Антоний Великий

К примеру, Антоний Великий, который пришел в церковь, услышал Евангелие о том, что надо оставить всё, раздал имущество и пошел в пустыню и там проводил много лет.

Антоний Великий

Антоний Великий

А были святые, которые буквально за несколько часов до смерти были преступниками, разбойниками, богохульниками, а потом, мы, видя пример мучеников, говорили:

«И я христианин, и я хочу быть с этим христианским Богом, ради которого люди шли на самые тяжкие мучения».

Человека убивали, и он становился святым.

Есть люди, которые были богатыми. И это богатство не только не помешало им на пути Богу, но более того, это богатство позволяло им делать множество новых дел.

Пример 2. Александр Невский

Александр Невский. Он не просто был богат, но имел также огромную власть и огромное влияние. И эта власть не только не испортила его, она послужила спасению многих людей.

Александр Невский

Александр Невский

Пример 3. Собирательный. Воины

Были святые воины, которые убивали людей в огромных количествах на воинах, естественно. Пример таких людей  Фёдор Ушаков, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и многие другие.

Но, делая это на воинах, исполняя свой долг перед Отечеством, в котором они жили, они старались соблюдать заповедь Христову во всех других случаях.

Тот же Федор Ушаков. Многие враги мечтали сдаться ему в плен, если не было иного выхода. Потому что они были уверены, что если попадут к Федору Ушакову, то им жизнь гарантирована, и гарантированно то, что над ними не будут издеваться.

Мы видим, что даже в воинском служении есть место для святости. И соответственно, мы видим, что ни одно внешнее условие не влияет на то, что человек не может быть святым.

Фёдор Ушаков

Фёдор Ушаков

Ведь мы не должны с вами забывать, зачем Церковь оставила нам день всех Святых. Не просто для того, чтобы мы вновь и вновь помолились преподобному Сергию или святителю Николаю.

Этот день напоминает нам о том, что каждый из нас должен быть святым, обязан быть святым, если хочет войти в Царство Небесное.

Еще раз повторюсь, святой человек — это не безгрешный человек. И те святые, чей день памяти мы празднуем, это не инопланетяне. Они тоже обладали страстями, точнее, страсти обладали ими. Они тоже были грешниками.

В чем их отличие? Они смогли эти страсти победить, имея ту же природу, что и мы, имея те же условия, зачастую даже гораздо худшие условия.

Пример 4. Тихон Задонский

К примеру, Тихон Задонский в такой нищете и бедности рос, что мать его хотела отдать на воспитание в другую семью, потому что нечем было его кормить.

У нас условия, к счастью, более благоприятные.

Но почему Тихон Задонский святой, а нам кажется, что мы святыми быть не можем? Вот вопрос.

Ведь святой человек — это тот, кто осознает свои страсти, кто понимает их и борется с ними, понимает то, что моя страсть, мой грех — это не часть меня.

Тихон Задонский

Тихон Задонский

В древней Церкви вообще не существовало такого понятия, как канонизация человека. Человек умирал, и то, как он жил, было свидетельством для остальных людей. Они начинали ему молиться, по его молитвам начинали совершаться чудеса, ощущалась помощь, и потихоньку все его начинали считать святым.

Потом уже в более поздние века начался процесс канонизации, когда Церковь старалась разобраться в жизни человека, старалась разобраться и в его в делах, писать его житие, которое было бы получением для нас с вами. И появилась эта несколько бюрократическая процедура.

И нам с вами нужно понять, что святые для нас — это, прежде всего, пример для подражания. Это не нечто заоблачное, это не нечто то, что мы не можем с вами понять. Это такие же люди, как мы.

Пример 5. Иоанн Кронштадтский

Если читать дневники более поздних святых, которые дошли до нас, например, дневники Иоанна Кронштадтского, то мы увидим, как он грешит изо дня в день. Он сам об этом пишет, а также о том, как он изо дня в день кается.

То есть он грешит и не считает, что это норма, что так и надо делать. Он кается, просит у Бога прощения, и в итоге это великий святой, к которому мы обращаемся за помощью.

В этом заключается пример, пример того, как люди, ощущая близость Бога, старались в разных условиях поступать по-христиански. Жить по-христиански, с одной стороны, это тяжело.

Иоанн Кронштадтский

Иоанн Кронштадтский

Тяжело поступать по-христиански. Но почему это необходимо?

Конечно, очень тяжело не врать, не осуждать, не подставлять, ведь все так делают или большинство людей. Христианский путь в том и заключается, что этого не делать.

Этого делать нельзя. Почему нельзя?

Потому что Христос так сказал. Христос любит вас. И можно сказать, конечно, в кавычках, что он будет «огорчен» моим таким поведением. Условно говоря, так. Я буду недостоин своего христианского звания, если буду считать нормальным то, что в Евангелии называют грехом.

И в этом путь христианина. И путь христианина в том, что

  • он пытается преобразить себя;
  • пытается стать лучше;
  • пытается найти в себе настоящие страсти, проблемы;
  • и пытается их потихоньку изживать.

Это очень тяжело. Это путь от падения к падению, это, можно сказать, постоянное падение. Но если даже такого пути не будет, то тогда наше христианство остается всего лишь на словах, как какая-то красивая идея, как какое-то хобби по воскресеньям, которое на жизнь никак не влияет.

Мы должны четко понять: для того, чтобы достойно молиться любому святому, нашему небесному покровителю, покровителю храма, неважно кому, нам нужно стараться хоть в чем-то им подражать.

Представьте себе, когда мы умрем, если сподобится встретиться с каким-то святым, это же вполне реально, если мы будем удостоены такой части, и он скажет нам:

«Ты молился мне очень часто, но что из моей жизни, того, что тебе было известно, ты воспринял в свою? Чему ты подражал в моей жизни? Что мое житие в тебе изменило в лучшую сторону?»

Вот подумайте, что мы можем ответить в этом случае. И поэтому память всех святых — это память, прежде всего, очень обнадеживающая. Это память того, что в силах человека стать лучше, в силах человека преобразиться, естественно, с помощью Божественной благодати.

Мы помним, согласно православному учению, как осуществляется наше спасение: это благодать Божия + наши желания и усилия. И одно без другого работать просто не может.

Бог, обладая всей силой этого мира, без нашего желания не может нас свернуть с места, потому что у нас есть свобода. И соответственно, понятно, что и сам человек чисто своими усилиями не может стать просто хорошим.

В этом нужна помощь Божия. И святые — показатель того, что это вполне реально, что это возможно, что каждый из нас может победить свои страсти и каждого из нас Господь может принять.