Вопрос:

«Как вы думаете, православный христианин может обращаться к психологу или нет? Многие говорят, что психология — это наука о душе, но как же наш Господь? Он же как никто другой может влиять на нашу душу, мы ему молимся»

Ответ батюшки:

Начнём с минусов современной психологии. Я думаю, что очень сильное влияние на становление парадигмы, которая доминирует в современной психологии, большое влияние оказал Фрейд со своим психоанализом.

Конечно, сейчас мне напишут профессионалы психологи, что далеко не Фрейдом единым жива современная психология, что уже эпоха постфрейдизма и так далее.

Это я всё понимаю, но тем не менее Фрейд оказал достаточно большое влияние на современную психологию, на значение сексуального вообще во всех процессах, которые движут человека на подсознательном уровне и так далее.

В некоторых местах фрейдизм расходится с христианским пониманием человеческого устройства. И от этого мы никуда не уйдём. Какой-то конфликт мировоззрений может быть. Потому что любая наука переживает эпохи смены парадигм.

Во время Фрейда больше было фрейдизма, потом постфрейдизм, потом ещё что-то, может быть, будет. И современная психологическая парадигма, мне кажется, испытывает очень большое влияние постфрейдовского мировоззрения в целом. Того, чего нужно опасаться.

Есть ещё такая особенность: в отличие от фундаментальных наук, от математики, где две параллельные прямые никогда не пересекаются, если это евклидова геометрия, психология всё-таки оставляет больше зазора, больше места для манёвра, для субъективного, для личного мировоззрения психолога.

Если математик-араб и математик-китаец будут говорить приблизительно одно и то же, потому что это точная наука, то психолог-мусульманин и психолог-мормон будут всё-таки говорить немножко разные вещи, потому что остаётся место для субъективного.

Любая гуманитарная наука субъективна.

Это просто нужно учитывать, что нет какой-то единой универсальной психологии. Есть психологические исследования, замеры, но всегда есть человеческий фактор. То есть всегда важно учитывать роль личности самого психолога, когда вы идёте, например, на консультацию к психологу.

Есть, тем не менее, некоторый багаж знаний, которые люди накопили с помощью экспериментов, исследований. Во-первых, клиническая психология, но тут уже очевидно. Например, детская психология.

Вот человек уже знает, что такое кризис трёх лет, как с ним работать, что он собой представляет. Ничего плохого не будет, если воцерковлённый человек будет знать о тех исследованиях, которые есть в психологии.

Тем более, если говорить о психиатрии, очень часто, мне кажется, священнику важно отличить, когда перед ним стоит человек с духовными проблемами, а когда уже нужна помощь психиатра. Часто это бывает элементарно вследствие травмы.

В этом смысле, конечно, и роль психиатра очень важна, и роль психологов.

Главное, чтобы психология не заменила вам Бога.

Потому что современная психология, хоть само слово «психология» состоит из двух корней: psycho и logos, «душа» и «наука» или «слово», то есть наука о душе. Конечно, светская психология категорией души как духовной составляющей человека не оперирует. Это нужно учитывать.

Религию она, конечно, не заменит. Разговор о грехах и покаяние — это всё-таки к священнику. И нужно понимать, что церковь за свои тысячелетия существования накопила очень большой опыт всматривания в человеческую душу.

Святые отцы столько всего написали о самых разных составляющих человеческой души, о страстях, о том, как с ними бороться.

Этот огромный святоотеческий опыт лечения души, то есть психотерапии (дословно с греческого), не нужно отвергать, и православный человек должен им руководствоваться.

Текст основан на видео с канала «Альвиан Тхелидзе»