Многие современные родители не торопятся крестить своих новорождённых малышей, аргументируя это тем, что их подросший ребёнок сам решит, во что ему верить. Для чего же навязывать религию ничего не понимающему младенцу, если в будущем он, возможно, захочет стать мусульманином, иудеем или буддистом? Или вовсе будет далёк от любой религиозности? С одной стороны, такую позицию можно понять — на первый взгляд она может показаться вполне логичной, вот только можно ли назвать её правильной?

Как поступали наши предки

В давние времена детей никто не спрашивал — никому бы такая мысль и в голову не пришла. Родители относили новорождённого в храм, желая как можно скорее покрестить его. Ни о каких сорокадневных промедлениях тогда и речи не шло — матери сами приходили к батюшкам, прося их о чтении особых молитв.

Многие современные родители не торопятся крестить своих новорождённых малышей, аргументируя это тем, что их подросший ребёнок сам решит, во что ему верить.-2

Но в чём же заключалась причина подобной спешки?

Всё дело крылось в родительском страхе — люди очень боялись того, что их ребёнок не выживет и не обретёт покоя в Царствии Небесном. В ту пору новорождённые и правда гибли очень часто. Имена малышам давали, ориентируясь на святки, а после этого родители возносили горячие молитвы, обращаясь к тому Святому, в честь которого был назван их ребёнок.

В наши дни дети умирают гораздо реже. Благодаря развитию медицины, врачи спасают даже тяжелобольных малышей. О детях-инвалидах родители заботятся с любовью, трепетом и усердием — даже если ребёнок не может ходить или разговаривать, он не погибнет.

Многие современные родители не торопятся крестить своих новорождённых малышей, аргументируя это тем, что их подросший ребёнок сам решит, во что ему верить.-3

Религиозные крайности и “золотая середина”

Родителей, дающих своему ребёнку право личного выбора, не следует считать людьми несведущими и однозначно неправыми, ведь у подобного решения имеются свои преимущества. Дети, которых “не душат” верой с малых лет, вырастают, как правило, открытыми и самостоятельными людьми. Но, безусловно, во всём хороша мера.

Атеистически настроенные родители гораздо чаще отказываются от Таинства Крещения — в будущем их малыш сам решит, чего он хочет и что ему нужно. И, надо заметить, очень многие популярные советские артисты, учёные и писатели пришли к Господу во взрослом возрасте. Такой выбор они сделали осознанно и трезво, невзирая на то, что с детства их отвращали от веры.

Однако существует и иная религиозная крайность. Некоторые воцерковлённые мамы и папы убеждены в том, что малышам необходимо прививать любовь к Небесному Отцу, даже через “не хочу”. А потому и способы прививания такой любви они часто выбирают не совсем верные. Пока их дети ещё маленькие, они с радостью ходят в храм с родителями, разучивают молитвы и посещают занятия в воскресной школе.

Многие современные родители не торопятся крестить своих новорождённых малышей, аргументируя это тем, что их подросший ребёнок сам решит, во что ему верить.-4

Однако, по достижении переходного возраста, взгляды ребёнка нередко меняются — ему хочется протестовать и жить по-своему.

Какие же тут молитвы и воскресная школа, когда над ним хохочут все его друзья?

И в этот момент верующие родители допускают большую ошибку — они тут же принимаются принуждать своё заблудшее чадо вместо того, чтобы возносить молитвы о его вразумлении. А принуждение вызывает ещё больший протест. Подросший ребёнок не хочет идти на поводу и родителей и начинает совершать те или иные проступки им на зло.

Многие современные родители не торопятся крестить своих новорождённых малышей, аргументируя это тем, что их подросший ребёнок сам решит, во что ему верить.-5

В подобных случаях родителям следует вспоминать о поведении праведной княгини Ольги. Будучи Православной христианкой, она не принуждала к обращению в веру собственного сына-язычника. Святослав же только посмеивался над верующей мамой и над её истовыми молитвами о его душе. Ольга до конца своих дней надеялась на то, что Господь вразумит её ребёнка, однако этого не случилось.

Тем не менее, её горячие обращения всё же были услышаны Небесным Отцом — Владимир, внук Святой, был не просто истинно-верующим человеком, но и покрестил целую Русь. А язычники, не желавшие вставать на Спасительный путь, расселились по лесам.

По мнению протоиерея Артемия Владимирова, никого не стоит обращать в христианство насильно. Вот как рассуждает Отец Артемий:

Многие современные родители не торопятся крестить своих новорождённых малышей, аргументируя это тем, что их подросший ребёнок сам решит, во что ему верить.-6

“…Человек молящийся никогда не бывает навязчив, склочен или упрям… Совсем наоборот — верующие люди не любят стоять на своём, потому как “благодать никого не насилует”, как говорили в давние времена наши праведные предки”.

Но, конечно, порой встречаются и другие христиане — любящие поучать и наставлять всех вокруг. Батюшки считают, что такие люди и сами не имеют крепости в вере, так как всё время помышляют лишь о собственной мнимой праведности и проблемах окружающих.

Иными словами, о чём угодно, кроме собственной души. Однако человека, попавшего в беду, можно поддержать иначе — например, искренней любовью и заботой. Именно к этому, но не к насильственному обращению в веру, и призывает нас Спаситель.

Абсолютно согласен с этой точкой зрения и архимандрит Рафаил Карелин:

Многие современные родители не торопятся крестить своих новорождённых малышей, аргументируя это тем, что их подросший ребёнок сам решит, во что ему верить.-7

“…Заводить беседу о вере нужно лишь тогда, когда этой темой искренне интересуются. Если же Вам тут же начинают возражать и спорить, то, очевидно, Ваш собеседник не желает воспринимать Спасительное Учение и проникаться им. Вере нельзя научить, как науке. Нельзя и доказать её, словно философский тезис.

Вера принимается сердцем. Если же люди не ощущают её живительной силы, то и доказывать тут нечего — это просто бессмысленно. И во времена жизни Христа многие люди, лицезревшие Его чудеса, не уверовали — что же говорить о современном человеке… А потому заботьтесь, прежде всего, о мире в собственном сердце”.

К терпеливости и уважению призывает нас и протоиерей Андрей Лемешок:

Многие современные родители не торопятся крестить своих новорождённых малышей, аргументируя это тем, что их подросший ребёнок сам решит, во что ему верить.-8

“…Каждый из нас обладает свободой воли — эту свободу с самого начала и даровал нам Господь. Многие люди осознанно отворачиваются от веры и живут, как хотят, но это — личный выбор каждого.

Конечно, подобный выбор трагичен и печален, но Небесный Отец всё равно не отнимает у нас эту свободу, хотя он мог бы и целый мир насильно переместить в Царствие Божье. Вот только останется ли в таком случае это Царствие Божьим? Не превратится ли оно в подобие небесной тюрьмы?

Мы идём, спотыкаясь, падая и поднимаясь, но дух наш всё равно тянется к свету. Единожды почувствовав Божественную любовь, мы уже не знаем, как жить без неё. Однако к подобному состоянию и к подобному выбору каждый из нас должен прийти самостоятельно”.