Сегодня мы воспоминаем всех святых, в земле Русской просиявших. Это огромный собор святых благоверных князей, преподобных отцов и матерей, и, конечно, новомучеников и исповедников российских. Это были замечательные люди, которые жили на той же самой земле, на которой живем сегодня мы с вами.

Только в то время, когда они молились на этой земле, подвизались на ней и совершали свои удивительные чудеса, эта страна именовалась Святой Русью. И мы иногда по привычке тоже употребляем это выражение, не вполне отдавая себе отчет, что святой ту или иную страну делает не ее географическое положение, не ее история, а те люди святые, которые на этой земле есть.

Сегодня мы воспоминаем всех святых, в земле Русской просиявших. Это огромный собор святых благоверных князей, преподобных отцов и матерей, и, конечно, новомучеников и исповедников российских.-2

В этом отношении мы, с одной стороны, с большой надеждой взираем в наше прошлое, а в то же время и с большой скорбью, потому что мы сравниваем это прошлое с настоящим и видим, что нет сегодня среди нас таких дивных угодников Божиих, именами которых буквально полон весь месяцеслов.

Сегодня, к сожалению, не только малоцерковные, но и воцерковленные люди знают имена очень немногих русских святых, а многие имена буквально канули в лету. Сегодня, например, мало кто знает, кто такой-то преподобный Варлаам Хутынский или святая благоверная княгиня Анна Кашинская.

Кто-то, конечно, знает, но людей, знающих свою историю, свою, скажем так, святую историю нашей земли, очень и очень, к сожалению, мало.

Сегодня мы воспоминаем всех святых, в земле Русской просиявших. Это огромный собор святых благоверных князей, преподобных отцов и матерей, и, конечно, новомучеников и исповедников российских.-3

Между тем, наши святые сродники, как они именуются, молятся о нас грешных, молятся о том, чтобы Господь дал нам время на покаяние, чтобы Господь дал нам возможность идти по этой жизни путем спасения, чтобы в те мгновения, когда мы заблуждаемся и уходим в сторону от этого спасительного пути, вновь и вновь благодать Божия возвращала нас на него.

Но нужно иметь в виду, что эти самые наши святые сродники, меньшими братьями которых мы являемся, жили не в каком-то идеальном мире. Они жили в том мире, где происходили войны, где люди восставали друг на друга, и брат убивал брата иногда из корысти, иногда из властолюбия, иногда по зависти, иногда по ревности, по множеству других причин.

То есть мир вокруг них был миром жестоким, был миром очень часто бесчеловечным. Я бы даже сказал, совершенно нехристианским.

Сегодня мы воспоминаем всех святых, в земле Русской просиявших. Это огромный собор святых благоверных князей, преподобных отцов и матерей, и, конечно, новомучеников и исповедников российских.-4

Но они в этом нехристианском мире были настоящими христианами. Благодаря им этот мир становился немного лучше, потому что люди слышали о них и шли к их храмам, к их монастырям, к их скитам и к их кельям для того, чтобы увидеть в них этот удивительный отблеск небесной божественной жизни.

Порой приходившие действительно видели на их лицах этот удивительный свет, который видел Мотовилов на лице преподобного Серафима, который сиял на лице преподобного Сергия Радонежского и который точно так же освещал лица многих, многих, многих известных нам и совершенно неизвестных, почивающих под спудом святых.

Сегодня мы воспоминаем всех святых, в земле Русской просиявших. Это огромный собор святых благоверных князей, преподобных отцов и матерей, и, конечно, новомучеников и исповедников российских.-5

Мы сегодня тоже живем в мире далеко не совершенном. В этом мире тоже брат восстает на брата, народ восстает на народ, и люди, враждующие друг с другом, ожесточаются и проливают кровь друг друга, и меняются, потому что проливая кровь друг друга, невозможно не меняться.

Для того, чтобы пойти против такого же человека, как ты, нужно перестать считать его человеком. А переставая считать человека человеком, ты сам во многом перестаешь считать человеком себя.

Поэтому этот огромный мир, в котором живут миллиарды и миллиарды людей, тоже очень несовершенный. И несовершенны мы сами, но тем не менее мы имеем вот этот выбор: быть подобными этому миру, жестокими, бесчеловечными, немилосердными, развращенными, или же, хотя бы в какой-то малой степени, брать пример с братьев наших больших, которые были кроткими, милостивыми, которые имели чистые и горящие по Богу сердца.

Мы можем им подражать хотя бы в чем-то, хотя бы изначально в малой любви к бесконечно любящему нас Богу и в любви к нашему ближнему, то есть в любви друг к другу.

Сегодня мы воспоминаем всех святых, в земле Русской просиявших. Это огромный собор святых благоверных князей, преподобных отцов и матерей, и, конечно, новомучеников и исповедников российских.-6

Тогда они будут радоваться о нас и с еще большей ревностью будут молиться о нас всемилостивому Богу, чтобы мы, их братья меньшие, не оказались чужды спасительного пути, но вместе с ними достигались Царства Небесного и водворились в нем. Аминь.

Текст основан на видео с канала «Игумен Нектарий»