Начало нового дня — это новая возможность для изменения собственной жизни к лучшему. Важно лишь не сидеть, сложа руки, но прилагать усилия. Однако тут же на ум приходит привычная картина нашего обычного утреннего пробуждения — настроения нет никакого (кто же любит рано вставать?), подниматься с постели совершенно не хочется и всё вокруг раздражает и нервирует…
Однако, по мнению Преподобного Юстина Поповича, просыпаться с удовольствием и радостью куда проще, чем кажется.
Вот как он советовал поступать:
«…Прежде всего, поставьте будильник на более ранний час. Тут уместно будет привести простую, но очень мудрую пословицу: «кто рано встаёт, тому Бог подаёт».
Она скрывает в себе очень важную мысль, ведь ранний подъём и впрямь во многом нам помогает. Кроме того, встав пораньше, наведите в своём доме порядок. Это поможет Вам выработать надлежащую дисциплинированность и настроит на грядущие дневные дела. И, наконец, не думайте о плохом. Пускай хорошее настроение остаётся с Вами весь следующий день».
Отец Юстин знал, о чём говорит — неспроста и по сей день его почитают как одного из величайших и мудрейших Православных Богословов. При этом высокий интеллект в нём удивительным образом сочетался со строгой аскетичностью, непрестанной духовной борьбой и молитвой.
Появился на свет Преподобный в Сербии, в тысяча восемьсот девяносто четвёртом году, в день Благовещения. Отец мальчика был потомственным священнослужителем, и малышу с ранних лет привили любовь к вере — он часто посещал вместе с матерью и отцом ближайшую монастырскую обитель.
Достигнув более осознанного возраста, мальчик с жадностью принялся изучать Библию. С четырнадцати лет он не расставался с ней, вычитывая по три главы ежедневно. Повзрослев, Преподобный Юстин перебрался в Белград, где окончил Богословский факультет и познакомился со своим будущим наставником — Святым епископом Николаем Велимировичем.
После окончания обучения молодой человек горячо желал посвятить себя полноценному служению Богу, став монахом, однако от этого плана пришлось отказаться из-за проблем со здоровьем и началом Первой мировой войны.
Отец Юстин решил стать медбратом — он оказывал помощь сербским солдатам на протяжении двух лет, после чего, наконец, юноше удалось принять монашеский обет. Тогда-то он и стал «Юстином» — это имя Преподобному дали в честь Святого Юстина Философа.
Через некоторое время юный инок поехал в Россию — там он обучался в течении года, а после этого отправился в Англию. Там Преподобный поступил в школу Богословия, находившуюся при Оксфордском университете.
В Англии Преподобный Юстин трудился над диссертацией, однако этот труд не увенчался успехом — диссертацию не приняли из-за того, что в ней монах справедливо критиковал западный гуманизм, секуляризм и католицизм.
Оксфордские профессора пытались заставить юношу изменить свои взгляды, однако Преподобный остался непреклонен и твёрд. Вскоре Отец Юстин покинул Англию, так и не получив Оксфордский диплом.
Уже в юности о Преподобном говорили, как о строгом аскете и человеке молитвы. Один английский друг Отца Юстина, молодой монах-англиканец, часто наблюдавший за слёзными и горячими молитвами Преподобного, отзывался о них так:
«…В подобные моменты я осознавал, что ваше раскаяние и ваша вера разительно отличаются от этих же понятий на Западе. Нас учили этим же вещам совершенно по-иному. Теперь я понимаю, что мы, западные иноки, понятия не имеем о том, что такое подлинное покаяние».
В тысяча девятьсот двадцать шестом году, в одном из Афинских университетов, Преподобный получил докторскую степень в области Богословия и стал профессором.
Сначала он трудился в семинарии на территории Призрена, а после этого перебрался в Белград. В это же время Отца Юстина рукоположили в священнослужители, и на протяжении всего Таинства из глаз Преподобного непрестанно лились слёзы.
Ближайшим соратником молодого священника в этот период был его родной отец, через некоторое время ставший архиепископом Иоанном. Христиане называли его «чудотворцем молитвы». В тысяча девятьсот девяносто четвёртом году Отец Иоанн был признан Святым.
Однако вернёмся к Преподобному Юстину — с тысяча девятьсот тридцатого по тысяча девятьсот тридцать второй год он во многом помогал епископу Битолы Иосифу Чвиевичу.
Отец Иосиф жаждал провести реорганизацию в Карпато-Русской Православной Церкви, освобождавшейся от многолетнего униатского гнёта. Преподобного хотели видеть новым епископом молодой Карпато-Русской Церкви, однако Отец Юстин отказался от этого предложения, отдав предпочтение развитию собственного учения.
С приходом к власти коммунистов на Отца Юстина смотрели, как на досадную угрозу для нового атеистического течения, потому как очень многим людям он помогал обрести веру и следовать по Спасительному пути. Преподобного отстранили от должности профессора, воспретив ему возвращаться к университетской кафедре.
В тысяча девятьсот сорок восьмом году Отец Юстин отправился в изгнание и его новой обителью стал Челиевский монастырь, находящийся в на западе Сербии. Там же, спустя много лет, преподобный и окончил свой земной путь.
Перемены в жизни нисколько не огорчили Отца Юстина — он не забросил свои интеллектуальные занятия. Из-под пера Преподобного вышло огромное количество книг и научных изысканий. Однако Богословие Отца Юстина нельзя назвать только интеллектуальной тренировкой для разума — оно составляло живую реальность и основу его существования.
До конца своих дней Преподобный оставался под неусыпным наблюдением полицейских коммунистов. Почил Отец Юстин в возрасте восьмидесяти пяти лет, двадцать пятого марта тысяча девятьсот семьдесят девятого года.
Причём о чудесах, совершённых Преподобным, говорили как и при его жизни, так и после её окончания — например, на месте погребения Отца Юстина многие верующие люди исцелялись от болезней, а также замечали некое Божественное, тёплое сияние, исходящее из гробницы.
Кроме того, и многие закоренелые атеисты, посетив гробницу Преподобного, вдруг восклицали: «Святой Юстин, моли Господа о нас, грешных!».