Вопрос:

«Твердая воля — это достижение человека или дар от Бога? Как быть, если не хватает силы воли?»

Отвечает протоиерей Михаил Потокин:

Воля — это свойство человеческой души. С одной стороны, мы понимаем, что в душе есть разные свойства, и их можно развивать. Если человек тренирует тело физическими упражнениями, оно становится крепче и сильнее.

Так же и с душевными качествами: когда мы заставляем себя что-то делать, то укрепляются определенные свойства души, включая, к сожалению, и негативные, если мы часто к ним обращаемся.

Дурные привычки легко прививаются, если мы невнимательны и часто им следуем. Волю человек может проявлять, но все достигается постепенно, начиная с малого.

Нам кажется, что для совершения чего-то хорошего нужно сразу сделать что-то грандиозное и важное. Если нужно проявить волю, мы думаем о великих свершениях.

Но на самом деле начинать нужно с малых дел. Именно в малом проявляется истинная воля, потому что здесь нет места тщеславию и гордыне. А в то же время душа-то как раз и учится подчиняться разуму, подчиняться тому, как мы желаем построить свою жизнь, а не, так сказать, сама желаниями своими руководить нами.

Воля бывает слабой именно потому, что мы сами не стараемся укрепить ее в повседневных добрых делах и поступках.

Когда нам не хватает воли на великие свершения — возможно, это и к лучшему, ведь иногда такие свершения ведут к великой гордыне. Если вы хотите укрепить волю, начните с простых дел: вставать вовремя утром, не опаздывать на встречи и работу.

Часто мы прощаем себе неряшливость и неаккуратность во времени, встречах и обязательствах перед людьми. А здесь как раз и проявляется воля, а не в великих испытаниях.

Евангелие говорит нам о том, что «кто в малом верен, над многим будет поставлен». Начиная с малых дел, мы приобретаем волю в той степени, в которой она нам необходима.

Важно понимать, что мы часто не знаем, куда следует направлять свои усилия.

Если много воли употребить на ненужное или даже вредное, то она станет не благом, а погибелью. Поэтому к воле нужно прилагать другие свойства души, прежде всего разум. Только в сочетании с разумом воля нам помогает.

Если разума нет, то волевые люди неразумно поступают и, к сожалению, часто ломают жизнь себе и другим. Поэтому душа должна гармонично развиваться, как и все остальное в человеке.

Как этого достичь?

Господь помогает душе гармонично развиваться, выстраивая жизнь так, чтобы она была согласна с Его волей и Писанием, чтобы наши старания были направлены в эту сторону.

Важно, чтобы человек через покаяние исправлял свои ошибки. Без покаяния и трезвого взгляда на собственные желания и стремления даже сильная воля может погубить. Иногда мы с такой силой воли беремся за что-то ненужное или недоброе, что думаешь: лучше бы этой воли не было, лучше бы просто лениться.

Когда мы говорим об Обломове, видим, что симпатии Гончарова на его стороне, несмотря на кажущееся отсутствие воли. С другой стороны, его размышления и образ жизни удивительны. Добрая душа всегда несет в себе добро, хотя и не может воплотить его в жизнь, совершить даже самые простые поступки.

С другой стороны, волевое преобразование жизни, как у Штольца, автору не по душе. Такая железная воля, стремление везде самоутвердиться и победить находится недалеко от гордыни и тщеславия.

Штольц учит Обломова, тот смиренно принимает учение. Но симпатия часто оказывается на стороне человека не волевого, а доброго душой, пусть немного бестолкового, но размышляющего, глубокого, ищущего подлинную жизнь.

Обломов точно замечает, что в большой суете нет подлинной жизни. Если много воли и суеты, то здесь тоже нет настоящей жизни.

Подлинная жизнь глубже.

Поэтому прежде нужно найти, куда применить свою волю, а потом уже принимать волевые решения. Так, я думаю, подсказывает нам классическая литература.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру