На вопрос отвечает протоиерей Глеб Курлюта, настоятель храма мученика Трифона.
Этот вопрос всегда смущает людей: куда пойдут честно заработанные деньги и правильно ли их использует человек?
Господь в Священном Писании не обязывает нас заниматься этим вопросом. Он просто говорит подавать милостыню, и этого достаточно для того, чтобы мотивировать нас на это.
Куда пойдут средства – это уже ответственность того человека, которому мы их подаем. Если просят на хлеб, наша задача – дать на хлеб.
Нужно подавать милостыню с разумением. То есть столько, сколько ты готов пожертвовать. Отдал и забыл. Милостыня должна немного «влиять». Как говорят, милостыня должна в руке немножко «запотеть», должно чуть-чуть не хотеться ее отдавать.
Можно потрудиться найти нуждающегося человека. Если бабушка или дяденька просит на хлеб, можно пойти в магазин, купить то, что сам бы хотел поесть, и отдать. Хотя бывает и так: скажешь «сейчас куплю и принесу», а выходишь – человека уже нет. И было неприятно, потому что ты упустил это доброе дело.
Что касается просящих алкоголиков – тут тоже вопрос: давать или нет?
Но человеку ведь плохо. Если вникнуть в проблему алкоголизма, то без опохмеления человек может умереть из-за тяжелого состояния или белой горячки. Поэтому небольшую милостыню можно дать.
Милостыня – это не только помощь крайне бедным.
Можно помогать многодетным семьям: приносить вещи, жертвовать немного денег, чтобы родители могли купить детям конфеты. Можно самим искать нуждающихся, не ждать, пока нас найдут. Есть волонтерские сообщества, где люди не только финансово помогают, но и оказывают другую помощь: чистят снег, убирают с крыши, помогают в огороде, косят газон.
Все это относится к актам милосердия.
Церковь – это место встречи дающего и нуждающегося. Во многих храмах люди просят продукты и вещи. Особенно в родительские дни и дни поминовения усопших, когда приносят много продуктов, которые потом распределяются между воскресной школой, священником, работниками храма и нуждающимися.
Раньше было принято оставлять на кладбищах конфеты и другие продукты – не для птиц, а для нищих, которые ходили и собирали это. Считалось, что человек получает пищу как бы от усопшего. И усопшему, конечно, доброе дело засчитывается.
Поэтому милостыня нужна, но нужна с рассуждением. Есть такая пословица:
«Не рыбу дам, а дам удочку и научу ловить».
Здесь тоже важно из нуждающихся не сделать людей, которые «сядут на шею»:
«Помогайте нам, помогайте, а мы даже делать ничего не будем».
Это неправильно.
Если человек в силе и может работать, можно предложить ему поработать. У нас в храме так практикуется: приходит просящий, смотришь – руки-ноги целы, даешь лопату, полчасика поработает – получит денежку. Это, конечно, уже не милостыня, а просто помощь нуждающемуся человеку.
Даже здравый смысл обязывает: если у тебя есть – поделись.
Как говорится: «Лучше давать, чем просить». Поэтому если есть возможность дать, лучше быть дающим, чем просящим.
Текст основан на видео с канала «Одним словом».